ПРАВО.ru
Новости
31 мая 2010, 21:56

Законопроект о контроле ЦБ за небанковскими структурами напугал рынок

Законопроект о контроле ЦБ за небанковскими структурами напугал рынок
По мнению экспертов Ассоциации "Россия" серьезные проблемы может создать, в частности, распространение контроля и регулирования Банка России на входящие в холдинги небанковские структуры Фото Право.Ru

"Для многих кредитных организаций предоставление займов организациям, входящим с банком в одну холдинговую структуру, является естественным шагом, — считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — В настоящее время основной проблемой для банков является верная оценка риска, связанного с заемщиком. А компания, входящая в тот же холдинг, несравненно более прозрачна для банка, чем любой заемщик со стороны. Оценка последствий кризиса показывает, что большая часть банковских структур, кредитовавшая связанных заемщиков, не только не понесла в связи с этим потери, а наоборот укрепила свои позиции за счет взвешенной и безрисковой кредитной политики".

Эксперты Ассоциации региональных банков России единодушны в том, что дальнейшее комплексное совершенствование законодательной базы, регулирующей работу холдингов и холдинговых структур необходимо. Однако в настоящее время оно идет по пути ограничений и фрагментарного усиления контроля, что может принести больше вреда, чем пользы.

Ассоциация региональных банков России подготовила и направила на имя первого заместителя председателя Банка России Геннадия Меликьяна письмо с анализом правительственного законопроекта "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"", предусматривающего существенное расширение полномочий Банка России в сфере регулирования холдинговых структур, включающих кредитные организации.

По мнению экспертов Ассоциации "Россия" серьезные проблемы может создать, в частности, распространение контроля и регулирования Банка России на входящие в холдинги небанковские структуры, регулирующиеся правилами и нормативами федеральных органов исполнительной власти.

Так же затруднение не только у коммерческих банков, но и Банка России может вызвать получение достоверной информации о связи какого-либо юридического лица с кредитной организацией, если участник банковского и иного юридического лица добровольно не предоставляет информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Кроме того, принятие законопроекта может повлечь за собой дополнительные расходы на подготовку консолидированной отчетности и проведение аудиторской проверки холдингов.

Требует дополнительного обсуждения и вопрос кредитования "связанных заемщиков". Несмотря на то, что на пресс-конференции, предваряющей открытие XIX Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге, Геннадий Меликьян сказал, что, при соблюдении лимитов на одного заемщика, или отрасль, регулятор ничего не имеет против предоставления таких займов, эксперты отмечают, что в территориальные управления Банка России в субъектах РФ уже стали поступать распоряжения о проверке и оценке рисков по связанным заемщикам выше, чем установлено действующими нормативно-правовыми актами Центрального Банка, вплоть до проведения "надзорных мероприятий в рамках предупредительных мер надзорного реагирования".

По мнению экспертов Ассоциации "Россия", в текущей ситуации, при дефиците платежеспособных добросовестных заемщиков, Банк России делает односторонний субъективный вывод, что кредитование связанных заемщиков слишком рискованно. В ситуации, когда не все кризисные явления в экономике еще преодолены, данный подход может серьезно осложнить деятельность кредитных организаций, являющихся частью холдинговых структур, и привести к дестабилизации всей банковской системы и экономической ситуации в целом.