Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС) сегодня оставил без изменения решение Арбитражного суда Москвы (АСГМ) о законности предписания Госжелдорнадзора от 1 декабря 2009 года о запрете на эксплуатацию вагонов типа 6141-92, входивших в состав "Невского экспресса". В марте 2010 года АСГМ отклонил иск компании "РЖД", требовавшей признать недействительным предписание на имя Михаила Акулова, вице-президента компании, ответственного за организацию перевозок пассажиров.
Скорый поезд номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург потерпел крушение вечером 27 ноября 2009 года. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт. Погибли 28 человек, ранения получили более 90.
ОАО "Российские железные дороги" получило предписание Ространснадзора, согласно которому компания должна приостановить эксплуатацию вагонов модели 61-4192, используемых в составе поезда "Невский экспресс". Предписание выдано в связи с крушением 27 ноября 2009 года пассажирского поезда N166 "Невский экспресс".
РЖД считает, что эти вагоны соответствуют установленным требованиям безопасности и что крушение произошло в результате противоправного вмешательства в работу железнодорожного транспорта, а не из-за несоответствия подвижного состава установленным требованиям. Истец неоднократно подчеркивал, что, по мнению РЖД, предписание Ространснадзора выписано с грубыми нарушениями законодательства.
По одной из версий, большое количество пострадавших при крушении "Невского экспресса" объяснялось тем, что вагоны поезда имели конструктивные недостатки, в частности, крепление сидений к полу было недостаточно прочным. Госжелдорнадзор предписал не эксплуатировать вагоны модели 6141-92 "до выяснения причин и принятия мер по усилению креплений пассажирских кресел и решения вопросов по исключению падения багажа с багажных полок, а также проведения соответствующих испытаний после принятия мер на соответствие вагонов требованиям безопасности движения".
В суде представитель РЖД, заявил, что вагоны соответствуют установленным требованиям безопасности движения и это подтверждается сертификатом соответствия, выданным Регистром сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ). Таким образом, предписание Госжелдорнадзора нарушает права РЖД, поскольку запрещает компании распоряжаться своим имуществом, что ведет к убыткам и невыполнению обязательств перед пассажирами.
Представитель Ространснадзора сообщил в суде, что вагоны открытого типа модели 6141-92 испытаний не проходили, вместо них были испытаны вагоны пассажирские купейные с креслами для сидения модели 61-4170. В связи с этим РСФЖТ аннулировал сертификат соответствия на вагоны 6141-92, о чем сообщил Ространснадзору.
АСГМ в своем определении отметил, что "вопрос сертификации, испытаний и причинения вреда пассажирам в предмет доказывания по настоящему делу не входит и будет рассмотрен в рамках возбужденного уголовного дела по факту крушения пассажирского поезда номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург".
ОАО "РЖД" вскоре после подрыва поезда сообщило, что с 5 декабря "в составе поезда "Невский экспресс" вместо вагонов для сидения будут курсировать вагоны купейного типа сидячей модификации". Вместе с тем, компания уточняла, что замена вагонов связана с желанием компании "обеспечить моральное спокойствие пассажиров".