Депутатам не дадут править президента в части смягчения уголовного преследования предпринимателей. Как заверила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, скорее всего Дмитрий Медведев сам внесет в Госдуму поправки в УК и УПК, уточняющие его собственные инициативы. Тем не менее в Государственно-правовом управлении (ГПУ) администрации президента уже заинтересовались депутатскими законопроектами. Не исключено, что новые законопроекты появятся в нижней палате парламента в течение месяца.
Президент поправил УК и УПК и запретил применять заключение под стражу в качестве меры пресечения к подозреваемым в совершении экономических преступлений еще в феврале. Однако правоприменительная практика показала, что президентские инициативы по гуманизации уголовного законодательства начали саботироваться судами. Судьи не выпускали бизнесменов, инкриминируя им неэкономические статьи.
По этой причине свои разъяснения относительно понятия "предприниматель" недавно дал Верховный суд, а в минувшую пятницу парламентарии из комитета по законодательству представили поправки собственного производства в статьи 108 УПК и 169 УК. Депутаты уточнили президента в вопросе, кого суды должны считать предпринимателем, предложив прописать в УПК максимально возможный перечень должностей. Кроме того, рекомендовали разграничить понятие ущерба, причиненного физическому и юридическому лицу при воспрепятствовании предпринимательской деятельности.
Скорее всего уточнять президента депутатам не дадут. На минувшей неделе в Санкт-Петербурге президент, признав, что его изменения все же потребуют уточнения, пообещал внести в ближайшее время соответствующие поправки. Как подчеркнула пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, скорее всего Дмитрий Медведев сам будет вносить поправки и не станет пользоваться в этом вопросе услугами депутатов.
Как рассказал источник, близкий к Кремлю, пока в ГПУ администрации президента команда разработать поправки не поступала. Однако, как подтвердил бывший первый зампред Верховного суда Владимир Радченко, консультирующий администрацию президента по подобным вопросам, в Кремле есть понимание необходимости максимально расширить понятие "предприниматель".
По данным журналистов, в ГПУ уже заинтересовались депутатскими разработками. Накануне проекты двух депутатских законов были переданы в рабочую группу по гуманизации уголовного законодательства, которая работает при ГПУ.
Наталья Тимакова в свою очередь заверила, что поправки могут быть внесены не позже чем в течение месяца. Между тем депутаты не хотят сдаваться без боя. В Госдуме пообещали, что свои поправки депутаты все равно внесут, просто несколько позже, чем планировалось изначально. По словам первого зампреда комитета по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, скорее всего комитет внесет свои законопроекты в августе.
Причем, отметил г-н Груздев, есть вероятность, что поправки будут вноситься "в более широком ключе". Как пояснил зампред профильного комитета Андрей Назаров, сейчас в комитете прорабатываются поправки в УПК по теме статьи 22 ("право потерпевшего на участие в уголовном преследовании"). Предполагается запретить возбуждать уголовные дела по преступлениям, по которым нет заявления пострадавшего, "переведя, таким образом, публичное обвинение в частно-публичное".
Ограничения на арест за экономические преступления касаются всех участников предпринимательской деятельности, разъяснил, отвечая накануне на вопросы журналистов, председатель Верховного суда (ВС) России Вячеслав Лебедев. При этом он категорически опроверг мнение ряда СМИ о том, что в своем постановлении пленум ВС чем-то ограничил применение нового закона. Под действие этого закона, по словам В. Лебедева, подпадают все, кто совершает преступления в сфере предпринимательской деятельности: "и руководители, и бухгалтер, и финансовые работники, и работник этой фирмы, который участвует в осуществлении предпринимательской деятельности". По его словам, постановление пленума, разъясняющее судьям применение этого закона, не содержит никаких ограничительных толкований. "Верховный суд может только дать разъяснения с обязательным соблюдением концепции закона, а в законе нет никаких ограничений. Что может быть еще понятнее, чем это постановление пленума. Оно дано в соответствии с законом. (В нем) сказано, что такое предпринимательская деятельность", — сказал В. Лебедев, отметив, что постановление пленума четко говорит, что речь идет о лицах, которые сами непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность либо принимают в ней участие.
Председатель ВС также опроверг мнение о том, что закон ограничивает аресты только крупных предпринимателей. "Многие говорят, что если человек обманул где-то на рынке на небольшую сумму, значит, будет отвечать, а если на огромную сумму в сфере предпринимательской деятельности — ответственности не будет. Но разве об этом идет речь?" — сказал В.Лебедев. "Ведь поправки в закон внесены для того, чтобы была вынесена правильная мера пресечения до суда. Чтобы не было такой ситуации, когда человека арестуют (за преступления) в сфере предпринимательской деятельности, отнимут имущество, разрушат дело, присвоят, а потом дело до суда не дойдет. Вот почему внесены поправки о мере пресечения, — подчеркнул он. — А ответственность, если будет доказана (вина), как была, так и остается. И не надо тут лукавить и передергивать, говорить, что бедным будет ответственность, а богатый уйдет от ответственности. Если будет доказана вина, ответственность наступит и для богатого и для бедного".