Нашумевшее "дело Сторчака" получило новый поворот. Как сообщает официальный сайт Арбитражного суда города Москвы, компания "Содэксим" подала иск о взыскании с Минфина долга в 58 миллионов 216 тысяч долларов, пишет "Российская газета". Первое судебное заседание самого громкого арбитражного процесса года состоится 9 июля. А его исход, по мнению многих экспертов, наверняка станет прецедентом в непростых взаимоотношениях бизнеса и государства
Парадоксально, но все неприятности последних лет обрушились на фирму "Содэксим" как раз благодаря ее участию в попытке урегулирования долга. Идея обратить просроченные обязательства бывших союзников в наличные деньги возникла у российского правительства в начале девяностых. К примеру, многомиллионный долг Алжира было решено погасить посредством поставки товаров. Механизм такой конвертации у чиновников имелся. Проблема решалась за счет привлечения частного бизнеса. Роли распределялись просто: внеся в бюджет деньги, победившая в тендере коммерческая структура получала право на закупку товаров у алжирского поставщика за счет алжирского же правительства. Затем уполномоченная компания выставляла алжирский товар на продажу. Прибыль образовывалась за счет специального коэффициента 0,3. Правда, получить ее сумели не все. В случае с компанией "Содэксим" слабым звеном в сложной многосторонней сделке оказались дипломаты.
Свои обязательства фирма выполнила полностью и в срок. Победив в тендере и получив в апреле 1996 года право "…использовать квоту в сумме 90,8 млн долларов США на поставку товаров из Алжира по заключенным АООТ "Внешинторг" контрактам…", в счет исполнения обязательств "Содэксим" сделал несколько безналичных переводов денег. Исполнение платежей в порядке перепоручения, предусмотренного 313-й статьей Гражданского кодекса, "Содэксим" возложил на своего делового партнера фирму "Санта-Рат".
Законность сделки сомнений не вызывала. Тогдашний первый замглавы Минфина Кудрин сообщил, что в июне того же 1996 года "…ЗАО "Содэксим" полностью выполнило обязательства перед федеральным бюджетом". Зато алжирская сторона к достигнутым договоренностям отнеслась без лишнего пиетета. Десятого сентября 1996 года Банк Алжира аннулировал все визы на экспортных контрактах в рамках погашения долга России. Вслед за этим все поставки товара были заморожены на неопределенное время.
Ответственность за срыв сделки лежала на правительстве Алжира. Российский Минфин, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, от долга перед "Содэксим" не отказывался, но денег не возвращал. Абсурдная ситуация разрешилась только в 2006 году, когда правительства России и Алжира подписали договор о списании долга. Проблему возврата денег государство взяло на себя.
К чести руководителей Минфина, сам факт наличия долга ведомство не отрицало. Правда, выдать деньги по первому требованию чиновники не могли: в министерстве не было соответствующего регламента. Компания "Содэксим" предложила решить проблему в арбитраже. Руководство Министерства финансов настояло на внесудебном урегулировании. Компания согласилась. В минфин отправили расчеты суммы долга.
Выход нашел замминистра Сергей Сторчак, предложивший компромисс в 43 миллиона долларов. В законе о государственном бюджете появилась статья 100.1, касающаяся урегулирования алжирской задолженности перед Россией. Правда, устроило такое половинчатое решение далеко не всех. В начале ноября 2007 года старший следователь Следственного комитета при прокуратуре РФ Хомицкий возбудил уголовное дело, усмотрев в действиях компании попытку хищения, и отправил за решетку практически всех участников соглашения.
Дело по причине своего общественного резонанса было немедленно причислено к разряду политических. Подозрения подогревались странными метаниями следствия. Наверное, следователи не знали точно, в чем именно провинились задержанные. А потому концепция обвинения менялась трижды. Вначале предпринимателей обвинили в использовании подложных документов. Потом было предположение, что это не "Содэксим", а "Санта-Рат" перечислял деньги в бюджет. Когда финансовая экспертиза это опровергла, заявили, что компания не имела права требовать средства назад. Аргумент, казалось бы, простой: деньги на счет ВЭБ перечисляла фирма "Санта-Рат", которая сегодня числится в банкротах, а вовсе не "Содэксим".
Исковое заявление, направленное юристами компании "Содэксим" в Арбитражный суд города Москвы, самым подробным образом отвечает на вопросы следователей СКП. Здесь — подробная история сделки. И — точный расчет суммы долга в 58 с лишним миллионов долларов, выполненный по рекомендации одной из экспертиз, проведенных следствием. А также платежные поручения, которые первоначально оспаривало следствие. И, что не менее важно, оформленное "Содэксим" право на реализацию алжирского товара за пределами России, которое делало компанию его законным владельцем. По мнению истцов, документы, которые не произвели впечатления на следствие, должны сыграть решающую роль именно в арбитражном процессе. Ведь здесь, по закону, государство на равных спорит со своими гражданами.
Напомним, что в мае обвиняемый в хищении и мошенничестве замминистра финансов РФ Сергей Сторчак официально вышел на работу после отпуска, который продлился более полутора лет. "Сегодня отпуск заканчивается, новое решение о продлении отпуска пока не принято, поэтому формально, с точки зрения юридических процедур, я на работе, чему очень рад", — сказал Сторчак. Он отметил, что пока не знаком с точкой зрения главы Минфина Алексея Кудрина о том, продлевать ли ему отпуск или нет. "В любом случае неделю я поработаю", — сказал Сторчак. В ноябре 2007 года замминистра финансов был задержан, ему инкриминировались ст.30 ч. 3 и ст.159 ч. 4 УК РФ ("покушение на хищение путем мошенничества в особо крупном размере организованной группой"). В октябре 2008 года Следственный комитет при прокуратуре изменил С. Сторчаку меру пресечения на подписку о невыезде, сразу после этого замминистра оформил отпуск.