Как сообщалось накануне, вчера стало известно о том, что во вторник сотрудники ФСБ обыскали в Москве квартиру полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова, обвиняемого в организации покушения на экс-главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Следственные действия проводились в рамках уголовного дела на одного из активистов движения "Народное ополчение", возглавляемого Квачковым. Проведенное мероприятие, по словам полковника, оказалось разорительным у него изъяли техсредства безопасности, с помощью которых он зарабатывал себе на жизнь, и $10 тысяч, отложенные им на оплату труда адвокатов.
По словам Владимира Квачкова, за ним пришли во вторник около шести утра. Сотрудники ФСБ сообщили хозяину, что следственное управление этого ведомства расследует уголовное дело о "публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя" (ст. 280 УК РФ), возбужденное против одного из членов "ополчения" Петра Галкина, а полковник Квачков, как главный идеолог и командир всех "ополченцев", проходит свидетелем по этому делу.
Владимир Квачков утверждает, что его жилище обыскивали в течение 12 часов. Оперативников, по его словам, заинтересовали в первую очередь хранившиеся в квартире брошюры и листовки "ополчения". Был изъят, по словам офицера, весь тираж. "Они забрали даже потерявшие актуальность агитационные материалы полуторагодичной давности и знамена "Народного ополчения"",- рассказал Владимир Квачков. По его словам, ущерб, нанесенный организации в целом, оказался невелик, при этом его лично чекисты, можно сказать, поставили на грань финансового краха. "Будучи специалистом по безопасности, я и на "гражданке" работал в этой сфере, оказывая частные услуги бизнесменам и политикам,- пояснил свидетель Квачков.- Продолжать эту работу теперь будет довольно сложно, поскольку всю мою радиоэлектронную аппаратуру оперативники забрали с собой".
Была изъята, как утверждает полковник Квачков, и вся хранившаяся дома наличность ($10 тысяч и чуть более 100 тысяч рублей), отложенная семьей на оплату труда адвокатов. "Вы даже представить себе не можете, как дорого стоят сегодня хорошие специалисты в этом деле",- пожаловался он.
После обыска полковника отвезли в следственное управление ФСБ, где допросили в качестве свидетеля. При этом все проведенные с его участием следственные действия, как полагает Владимир Квачков, вряд ли помогут сотрудникам ФСБ в расследовании уголовного дела о призыве к свержению существующего строя.
"Ничего запрещенного у меня дома не нашли,- пояснил он.- За три проведенных в СИЗО года (по делу о покушении на господина Чубайса) я, можно сказать, получил в дополнение к двум своим высшим третье, юридическое образование и прекрасно знаю, что можно хранить, а что нельзя". На допросе же свидетель Квачков лишь подтвердил, что обвиняемый Петр Галкин действительно является "сторонником "Народного ополчения"" из Тольятти, однако от своей руководящей роли в инкриминируемом ему преступлении отказался.
"Дело в том, что движение "Народное ополчение имени Минина и Пожарского", в котором я являюсь начальником штаба, не предполагает, в отличие от политической партии, постоянного членства, взносов и т. п.,- пояснил Владимир Квачков.- Назвать себя нашим сторонником может каждый, кто согласен с нашими взглядами, поэтому говорить о том, что я являюсь командиром, политическим лидером или идейным вдохновителем обвиняемого, было бы неверно".
При этом заявления, за которые господин Галкин попал в изолятор ФСБ, полковник Квачков экстремистскими вовсе не считает. "Насколько мне известно, он говорил на митинге о том, что российская армия развалена и в случае внешней агрессии защищать страну придется народному ополчению",- сказал он.
Обыски у единомышленников Владимира Квачкова во вторник проводились в Санкт-Петербурге, Самаре, Вологде, Владимире, Кургане и других городах. Эту информацию подтвердили в региональных УФСБ и УВД, воздержавшись от подробных комментариев. По данным из источников в силовых структурах, мероприятия были связаны не только с делом обвиняемого Галкина, но и являлись превентивными, ориентированными на то, чтобы не допустить съезда движения, намеченного на осень этого года. Защита Владимира Квачкова, в свою очередь, связывает обыски с процессом, проходящим сейчас над ним в Мособлсуде, заявляя, что, во-первых, акция может являться давлением на присяжных, а во-вторых, не исключено, что следствие готовит новое дело на полковника на случай оправдания в суде по обвинению в покушении на господина Чубайса.
Напомним, что 7 июля в Мособлсуде Квачкова допрашивали прокурор и адвокат Чубайса Андрей Шугаев. В частности, адвоката Чубайса интересовало то, почему военные считают инсценировкой покушение на Чубайса в марте 2005 года. Так, он напомнил, что один из свидетелей сказал, что закатал бы взрывное устройство в асфальт, другой свидетель заявил, что использовал бы гранатомет для обстрела машины Чубайса, а третий сказал, что расстрелял бы машину Чубайса из танка. Шугаев поинтересовался у Квачкова, как бы он организовал убийство Чубайса. На что подсудимый ответил, что 500 граммов в тротиловом эквиваленте, положенные ниже полотна дороги (в канаве), это инсценировка. А вопрос как бы организовал убийство он, является провокационным. Поэтому Квачков на него отвечать отказался. Кроме того, адвоката Чубайса интересовал вопрос, высказывал ли Квачков угрозы в адрес Чубайса до 17 марта 2005 года. На что подсудимый ответил, что до этого дня никаких угроз он не высказывал и не выступал в СМИ вообще, а был известен только в узких кругах. После 17 марта 2005 года заявил, что понял, что Чубайс карикатурная фигура, и что он играет зловещую роль в российской истории. Шугаев поинтересовался, причастен ли Чубайс тому, что Квачков оказался за решеткой. Квачков ответил, что считает, что Чубайс к этому причастен.