Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком", принятый Государственной Думой РФ 2 июля 2010 года и одобренный Советом Федерации 14 июля 20910 года.
Как отмечают аналитики, принятие закона должно повысить доверие иностранных инвесторов к российскому рынку. По оценкам ФСФР, в России злоупотребления с использованием "инсайдерской" информации составляют примерно 3-4% от количества выявленных организаторами торговли случаев совершения нестандартных сделок (заявок).
ФЗ вводит в законодательство понятие "инсайдерская информация", устанавливает правовой режим ее использования. Документ устанавливает следующие положения, касающиеся инсайдерской информации:
— дает определение понятия инсайдерской информации, соответствующее подходам, закрепленным в директивах ЕС, относящихся к сделкам инсайдеров и манипулированию рынком;
- устанавливает виды ценных бумаг, иных финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация, и применительно к которым возможно ее неправомерное использование;
- определяет круг инсайдеров — лиц, располагающих инсайдерской информацией;
- устанавливает запреты на использование инсайдерской информации при совершении сделок;
- устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, а также требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках.
Кроме того, закон определяет действия, которые будут признаваться как манипулирование рынком. К ним законодатель отнес сделки, которые вводят в заблуждение при предложениях финансовых инструментов, спроса на них или их цены, а также такие сделки, которые обеспечивают поддержание цены одного или нескольких финансовых инструментов на необычном или искусственном уровне.
К манипулированию отнесено совершение сделок с использованием фиктивных средств, обмана, махинации в любой форме.Исчерпывающий перечень инсайдерской информации будет определять ФСФР.Также законопроект устанавливает комплекс положений, которые должны будут предотвратить злоупотребление "инсайдерской информацией".
В частности, документ обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торговли и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такого контроля. При этом вводится правило, обязывающее лиц, принимающих участие в торгах, сообщать о фактах использования инсайдерской информации или манипулирования рынком ФСФР при условии сохранения анонимности такого сообщения.
В свою очередь ФСФР будет обязано раскрывать информацию о наложенных административных взысканиях, о направлении предписания об устранении нарушений требований ФЗ.
В документе также установливается список потенциальных инсайдеров. Ими признаются руководство Центрального банка РФ, прокуратуры РФ, члены Национального Банковского Совета, руководство всех государственных служб и ведомств.
Закон предусматривает административную и уголовную ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Нормы об административной ответственности применяются со вступлением в силу закона, нормы об уголовной ответственности — через три года после опубликования закона.
Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственность, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — ложными.
Если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг, а после этого ЦБ РФ должен отозвать у банка лицензию на банковскую деятельность. При этом, сотрудники СМИ не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.
Напомним, что при принятии ФЗ в третьем чтении Госдума приняла поправку в законопроект об инсайдерской информации, которая исключают органы прокуратуры из числа инсайдеров.
Автор поправки, председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник отметил, что действующее законодательство не позволяет однозначно отнести органы прокуратуры к "инсайдерам" несмотря на то, что они являются потенциальными инсайдерами. "Прокуратура ближе к судебной власти, на что указывает ее положение в конституции (в Конституции РФ статус органов прокуратуры регулируется положениями, которые входят в состав главы конституции, которая посвящена судебной власти.). Задача Генпрокуратуры надзирать, а не быть поднадзорным органом", — сказал Резник. Резник напомнил, что в число инсайдеров не вошли и судебные органы. Внесение органов прокуратуры в список инсайдеров будет означать, что они будут подпадать под надзор со стороны Федеральной службы по финансовому рынку.