Три дискуссионных клуба "Единой России" изложили в Москве в минувшую пятницу главе Комитета ГД по безопасности Владимиру Васильеву, что они думают о законопроекте о полиции, пишет "Российская газета".
Можно сказать, Васильев оказался на репетиции парламентских слушаний, только проводились они на площадке Центра социально-консервативной политики. Напомним, что вывешенный в Интернете законопроект "О полиции" предложен президентом для общественной дискуссии до 15 сентября. Ожидается, что в Думе документ появится уже в конце сентября, слушания пройдут в октябре, а сам закон будет принят в течение осенней сессии. Рабочая группа из депутатов, собирающая возможные поправки, тоже уже сформирована.
Сам Васильев заявил, что поддерживает планируемую реформу и одобрительно отозвался о замене "милиции" "полицией": "Никто за этим столом не удовлетворен работой МВД, включая министра. Вопрос в том, какими будут изменения. Например, есть беспокойство у людей в связи с заменой названия — это недешево стоит. Мы назвали ГАИ в свое время ГИБДД и получили то, что получили. Сейчас милицию народ называет одним словом — "менты", пытались с этим бороться, и я пытался, прилипло — и не отскоблишь никак. Сегодня авторы реформы взяли на себя большую ответственность, ведь вопрос названия является политическим".
Идею переименования поддержал и замсекретаря президиума генсовета ЕР по креативу Юрий Шувалов, заметив, что название "милиция" больше ассоциируется с советской эпохой, и, хотя есть риск, что в общественном сознании присутствует негативный образ "полицаев" из эпохи Великой Отечественной войны, переименоваться все же нужно: "Мы как партия российского консерватизма хотим подчеркнуть возвращение к тем европейским ценностям, которыми руководствовались в дореволюционной России".
Приметы советской системы в МВД увидел и советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский. Его беспокоит, что одновременно с законопроектом сохраняется старая система учета регистрации преступлений: "У нас получается, что по итогам этого полугодия граждане подали в органы внутренних дел 11 миллио нов заявлений, сообщающих о преступлении, а зарегистрированы как преступления только один миллион, остальные ушли в постановления об отказе в возбуждении уголовных дел". Овчинский напомнил, что из 100 тыс. работников милиции, которые в прош лом году были наказаны за нарушения законности, 60% были наказаны за нарушения в сфере учета регистрационной дисциплины: "Получается, что по главному компоненту деятельности МВД ничего не меняется!" Он также обескуражен тем фактом, что до сих пор неясно, как будет изменена структура министерства, между тем в ведомстве уже идут сокращения. Цена же переименования в "полицию", по данным Овчинского, 13 млрд рублей.
Впрочем, кое-кто из участников дискуссии уже прочел законопроект буквально с карандашом. Так, координатор государственно-патриотического клуба Ирина Яровая одобрила идею проведения ежегодной аттестации по применению оружия и спецсредств, "но при этом мы не видим, чтобы появилась общеквалификационная и психологическая аттестация, причем важно, чтобы квалификационные требования предъявляли не только к рядовому составу, но и к должным лицам среднего и высшего уровня — сегодня их нет". Она также считает ошибкой намерение выплачивать в случае гибели сотрудника оклад, а не денежное довольствие — это ведь гораздо меньшая сумма. Раскритиковала Яровая и нормы применения спецсредств: "Получается, что сотрудник в ситуации, например, угрожающей общественной безопасности может ударить по руке или по ноге, а если попал, предположим, по уху, то прокуратура будет с ним разбираться? Мы все-таки исходим из того, что государство защищает законопослушных граждан".
По мнению 63% опрошенных ВЦИОМ россиян, переименование милиции в полицию в работе органов внутренних дел ничего не изменит. Еще 15% респондентов считают, что станет только хуже. Позитивных последствий от инициативы ждет только 11% россиян. Такие результаты получил ВЦИОМ в ходе всероссийского опроса, который проводился 14-15 августа 2010 года среди 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России. Отчасти проблема связана с тем, что само слово "полиция" не несет однозначно положительных ассоциаций, констатирует гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Негатив заложен в исторической памяти, полагает он: на протяжении последнего века полиция появлялась в России только вместе с оккупантами. А кроме того, она воспринимается как нечто западное и чуждое нашей культуре. Это означает, что кроме переименования нужно предложить еще что-то, что вызовет доверие людей к этой реформе, констатирует Федоров. С проектом закона "О полиции", по его данным, познакомилось лишь небольшое количество граждан, отмечает он.