МВД России сегодня обнародовало свой проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Ранее, в середине сентября 2010 года, в Госдуму уже был внесен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный председателем Комитетом Госдумы по транспорту Сергеем Шишкаревым.
Таким образом, законопроект, представленный МВД, является альтернативным.
Как говорится в обширной пояснительной записке к проекту МВД, он подготовлен в соответствии с пунктом 1 поручения Президента Российской Федерации от 14 января 2010 г. № Пр-77 в целях установления запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации, а также в целях приведения национального законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года (далее — Конвенция).
В рамках выполнения международных обязательств, обусловленных поправками к Конвенции, принятыми Организацией Объединенных Наций 28 сентября 2004 года и вступившими в силу 28 марта 2006 года, Российская Федерация, ратифицировавшая Конвенцию, должна не позднее 28 марта 2011 года внести соответствующие поправки в свое национальное законодательство.
Поправками к Конвенции, в частности, введены обязательные требования к форме и содержанию национальных и международных водительских удостоверений, в целях усиления их защиты от возможных подделок и облегчения их прочтения при участии в международном дорожном движении, конкретизируется обозначение категорий транспортных средств, на которые могут выдаваться водительские удостоверения. Так, ранее обозначавшая составы транспортных средств категория "Е" в новой редакции Конвенции представлена тремя отдельными категориями "ВЕ", "СЕ", "DЕ".
Конвенцией также предусматривается возможность введения на национальном уровне новых категорий, а также подкатегорий транспортных средств ("А1", "С1", "D1", "С1Е" и "D1Е") в рамках существующих категорий ("А", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE"). Решение о введении новых категорий и подкатегорий может быть принято на уровне национального законодательства.
Целесообразность введения вышеуказанных подкатегорий обусловлена рядом объективных причин, сложившихся за последние годы в нашей стране, в первую очередь, в связи с расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.
Основными критериями, по которым оценивалась целесообразность введения подкатегорий, являлись их обособленность по техническим характеристикам транспортных средств, сравнительное количество и динамика их распространения, количество дорожно-транспортных происшествий с их участием, востребованность получения гражданами права на управление транспортными средствами соответствующих подкатегорий, возможность оптимизации процесса подготовки и допуска водителей к управлению различными типами транспортных средств.
В последнее время широкое распространение в Российской Федерации получили транспортные средства (мокики, скутеры), рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Такие транспортные средства пользуются в настоящее время повышенным потребительским спросом, их доля на дорогах страны возрастает и, как следствие, возрастает аварийность с их участием. Вместе с тем, они не подлежат государственной регистрации и на них не распространяется механизм государственного регулирования по допуску к участию в дорожном движении и ответственности водителей, который существует для других механических транспортных средств.
Официальной статистики, которая бы позволила определить количество таких транспортных средств, в Российской Федерации не существует. Вместе с тем, по экспертным оценкам Федеральной таможенной службы среднегодовой ввоз таких транспортных средств на территорию Российской Федерации составляет от 20 до 30 тысяч. Таким образом, за последние 10 лет в страну ввезено и эксплуатируется около 300 тыс. единиц указанной мототехники.
Экспресс-исследование, проведенное в ряде субъектов Российской Федерации (Удмурдская Республика, Краснодарский край, Омская, Свердловская, Челябинская области), показало, что на единицу эксплуатируемых транспортных средств аварийность с участием таких транспортных средств выше, чем для мототранспортных средств, относящихся к категории "А".
В первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств совершено 2676 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 118 и были ранены 3046 человек. Их доля среди всех происшествий по вине водителей мототранспорта в среднем составила 41,4%, а в ряде регионов (Краснодарском крае, Брянской, Тамбовской и Тверской областях) превысила 60%.
Лицами, управляющими мопедами, велосипедами и иными транспортными средствами, не относящимися к механическим транспортным средствам, в 2009 году совершено 153131 (рост по сравнению с 2008 г. на 48,1%) административных правонарушений Правил дорожного движения, в том числе: 148055 (рост на 58,2 %) — по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ, 4472 (снижение на 48,4 %) — по ч.3 ст.12.29 КоАП РФ, 531 (снижение на 47,3 %) — по ч.1 ст.12.30 КоАП РФ.
Это объясняется, прежде всего, тем, что мопедами зачастую управляют лица, не знающие Правил дорожного движения и не достигшие установленного Правилами возраста.
В этой связи транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 км/час предлагается законодательно выделить в категорию "М" (мопеды) для управления которой необходима проверка знаний Правил дорожного движения, что должно подтверждаться водительским удостоверением категории "М", либо водительским удостоверением иной категории (подкатегории) транспортных средств, выданным в соответствии с Конвенцией о дорожном движении.
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" категория "А" включает в себя мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства, различающиеся по количеству колес (двухколесные, трехколесные, в том числе с боковым прицепом, четырехколесныеа также трехколесный велосипед), скоростным характеристикам (свыше 50 км/час) и объему двигателя (свыше 50 куб. см).
Транспортные средства категории "С" (грузовые автомобили) также существенно различаются по своим характеристикам (разрешенной максимальной массе, мощности двигателя и габаритным размерам) и соответственно по управляемости, тормозному пути и иным параметрам, влияющим на безопасность дорожного движения. Соответственно различается потенциальная опасность таких транспортных средств, а также знания и навыки, которыми должен обладать водитель для безопасного управления ими.
Категория "D" также представляет собой гамму самых разнообразных автобусов по пассажировместимости, габаритным размерам, максимальной массе, влияющим на безопасность перевозок. Таковыми могут являться автобусы малого класса (маршрутные такси), междугородние автобусы, туристические автобусы, в том числе двухэтажные. Технические характеристики таких транспортных средств, имеющие прямое потенциальное отношение к тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, различаются по пассажировместимости более чем в 13 раз (от 9 чел. до 120 чел.), габаритной длине — в 2,4 раза (от 5 м до 12 м), разрешенной максимальной массе — более, чем в 6 раз (от 3 т до 18,5 т).
В целях повышения безопасности дорожного движения законопроектом предусматривается отнести мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и рабочим объемом двигателя не превышающим 125 куб. см к подкатегории "А1" (легкие мотоциклы), автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг и до 7500 кг к подкатегории "С1", автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, к подкатегории "D1".
С учетом зарубежного опыта введение в Российской Федерации соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками. При этом допуск водителей к управлению транспортными средствами различных категорий и подкатегорий с учетом минимально допустимого возраста будет осуществляться в соответствии с международными нормами, принятыми Конвенцией.
Для обеспечения качественной подготовки к управлению современными транспортными средствами возникла необходимость модернизации существующих программ обучения водителей, что предусмотрено Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".
В этой связи введение вышеуказанных подкатегорий позволит расширить номенклатуру существующих программ подготовки водителей транспортных средств и сконцентрировать процесс обучения водителей на управление тем или иным типом автомототранспортных средств в соответствии с их реальными потребностями, более детально разграничить минимальный возраст, с которого водители по своему физическому, умственному развитию и медицинским показаниям могут быть допущены к управлению транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории.
Так, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов, аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.
Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что окажет положительное влияние на состояние аварийности в целом.
Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.
Предусмотренный законопроектом минимально допустимый возраст (16 лет) при котором допускается управление мопедами, а также норма, допускающая управление мопедами при наличии любого водительского удостоверения (в настоящее время более 50 млн. населения Российской Федерации уже имеют водительские удостоверения на право управления различными категориями транспортных средств), позволяют предположить, что количество лиц, изъявивших желание получить водительское удостоверение на право управления мопедами, ожидается незначительным.
Кроме того, в проектах подзаконных актов, необходимых для реализации настоящего законопроекта, предполагается установить порядок, при котором лицам, не имеющим водительских удостоверений, для получения права на управление мопедами необходимо будет сдать только теоретический экзамен.
В этой связи введение категории "М" (мопеды) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, связанных с увеличением штатной численности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, расширением имеющихся и строительством новых зданий, экзаменационных площадок.
С учетом международного опыта законопроектом предусматривается возможность сдачи квалификационных экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и на транспортных средствах, оборудованных автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. Данное ограничение обусловлено упрощенным характером управления такими транспортными средствами и подтверждено международной практикой приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Проектом федерального закона предусматривается исключение ранее действующей нормы, допускающей самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ. Данное решение основывается на следующих объективных обстоятельствах.
В соответствии со статьей 21 закона Российской Федерации 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" подготовка водителей относится к одному из видов профессиональной подготовки и может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 823 утвержден перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната, предполагающего самостоятельное обучение, не допускается. В перечень указанных профессий входит "водитель автомобиля".
В соответствии с пунктом 21.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
В целях приведения организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства Российской Федерации дальнейшее определение порядка и возможных форм указанной образовательной деятельности предлагается отнести к ведению Правительства Российской Федерации. В этой связи пунктом 1 статьи 26 законопроекта предусматривается, что порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих такую подготовку, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается исключение ранее действующей в статье 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" нормы, допускающей с семнадцатилетнего возраста к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" лиц, прошедших соответствующую подготовку в специализированных юношеских автомобильных школах.
Предлагаемая поправка в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" обусловлена следующими причинами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения обучение вождению на автомобиле допускается с 16 летнего возраста, а на мотоцикле с 14 лет. Данная норма закреплена пунктом 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Подготовка водителей осуществляется на основе примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции (пункт 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396).
Указанные требования являются едиными и обязательными для всех образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, имеющих соответствующие лицензии.
Иными словами осуществлять подготовку несовершеннолетних учащихся вправе любая автошкола, независимо от ее организационно-правовой формы.
В этой связи сохранение права сдачи квалификационных экзаменов с семнадцатилетнего возраста для учащихся юношеских автошкол ставит в неравные условия иные хозяйствующие субъекты, наделенные правом подготовки водителей транспортных средств.
Кроме того, законодательством Российской Федерации не предусмотрена организационно-правовая форма такого учреждения, как "специализированная юношеская автомобильная школа".
Исключение согласно проекту федерального закона составляют общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также иные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, учащиеся которых после соответствующей подготовки будут допускаться с семнадцатилетнего возраста к сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами категории "В", "С" и подкатегории "С1".
Сохранение права сдачи экзаменов с указанного возраста в перечисленных учебных организациях целесообразно в целях обеспечения непрерывности учебного процесса учащихся, а также их подготовки к военной службе, что подкрепляется законодательством Российской Федерации в области образования и в области обороны, а также изданными во исполнение этого законодательства актами Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе".
В соответствии с основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, предлагаемые изменения направлены на упорядочение допуска лиц, достигших семнадцатилетнего возраста, к сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами отдельных категорий и подкатегорий. Данные изменения не ущемляют права образовательных учреждений на профессиональную подготовку несовершеннолетних учащихся, которая регулируется законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с планом реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1174-р, законопроектом предусматривается введение механизма аккредитации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при проведении квалификационных экзаменов. Определены порядок установления требований к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, а также порядок установления требований к техническим средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов, и условия их применения.
Предлагаемые нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий для граждан, желающих получить водительские удостоверения, и обеспечение надлежащего уровня их подготовки к управлению транспортными средствами.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в отдельные статьи главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные изменения направлены на повышение ответственности водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения, что обусловлено введением в законопроекте соответствующей категории транспортных средств в целях повышения безопасности дорожного движения.
В связи с предлагаемым установлением запрета на допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьей (12.321), устанавливающей ответственность должностных лиц за нарушение данной нормы закона.
Ниже следует текст законопроекта:
" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (…) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 20 дополнить словами , а также допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;
2) статьи 25 — 26 изложить в следующей редакции:
Статья 25. Основные положения по допуску к управлению транспортными средствами
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория „А“ — мотоциклы, трициклы и квадрициклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории „М“);
категория „В“ — автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категориям „А“, „М“ и подкатегории „А1“), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
категория „С“ — автомобили, за исключением относящихся к категории „D“, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории „С“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория „D“ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории „D“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория „ВЕ“ — автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
категория „СЕ“ — автомобили категории „С“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
категория „DЕ“ — автомобили категории „D“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы;
категория „Tm“ — трамваи;
категория „Tb“ — троллейбусы;
категория „M“ — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория „А1“ — мотоциклы, трициклы и квадрициклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории „М“) с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт;
подкатегория „С1“ — автомобили, за исключением относящихся к категории „D“, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории „С1“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория „D1“ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории „D1“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория „С1Е“ — автомобили подкатегории „С1“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов;
подкатегория „D1Е“ — автомобили подкатегории „D1“, сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Квалификационные экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.
Лицам, сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
3. Квалификационные экзамены проводятся с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения квалификационных экзаменов, требования к ним, а также условия их применения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
4. Образовательные учреждения и иные организации, осуществляющие подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, допускаются к участию в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при приеме квалификационных экзаменов при условии их аккредитации.
Условия и порядок аккредитации, а также порядок участия аккредитованных образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при приеме квалификационных экзаменов определяются Правительством Российской Федерации.
5. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях также временным разрешением на право управления транспортными средствами.
6. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
7. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное ограничение не предусмотрено федеральными законами.
8. Российское национальное водительское удостоверение (временное разрешение) на право управления транспортными средствами категории „А“, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории „А1“, категории „С“ — подкатегории „С1“, категории „D“ — подкатегории „D1“, категории „СE“ — подкатегории „С1E“, категории „DE“ — подкатегории „D1E“.
Российское национальное водительское удостоверение (временное разрешение) на право управления транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает также право на управление транспортными средствами категории „М“.
9. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более срока действия российского национального водительского удостоверения.
Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение является недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
10. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) национальных и международных водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не производится.
11. Образцы российских национальных и международных водительских удостоверений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
12. В случае если в водительском удостоверении указаны ограничения к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение считается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.
13. Лица, постоянно или временно проживающие, а также временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании действительных международных или иностранных национальных водительских удостоверений при соблюдении условий и ограничений, перечисленных в пунктах 14 — 19 настоящей статьи.
14. Не допускается управление транспортными средствами на основании международных или иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности, связанной с выполнением работ по непосредственному управлению транспортными средствами.
15. Выданное в иностранном государстве международное водительское удостоверение признается действительным при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением.
16. Иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее требованиям международных договоров Российской Федерации, признается действительным при условии, что оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
17. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении их владельцами возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.
18. Положения, предусмотренные пунктами 14 и 17 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.
19. Иностранное национальное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении 60 дней с даты получения их владельцем, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо по истечении 60 дней с даты въезда в Российскую Федерацию их владельца, являющегося гражданином Российской Федерации.
20. Порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений в обмен на иностранные национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Примечания:
1. К транспортным средствам категорий „В“, „С“ и подкатегории „С1“ приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов, относящихся к соответствующим категориям (подкатегории).
2. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. Лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих такую подготовку, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории „M“ и подкатегории „А1“ — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
транспортными средствами категорий „А“, „В“, „С“ и подкатегории „С1“ — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
транспортными средствами категорий „D“, „Tm“, „Tb“ и подкатегории „D1“ — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
составами транспортных средств категорий „ВЕ“, „СЕ“, „DЕ“ — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий „В“, „С“ или „D“ в течение не менее 12 месяцев;
составами транспортных средств подкатегорий „С1Е“, „D1Е“ — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий „С“, „D“ либо подкатегорий „С1“, „D1“ в течение не менее 12 месяцев.
3. К сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий „В“, „С“, а также подкатегории „С1“ могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов.
Российские национальные водительские удостоверения указанным лицам выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
4. Лица, проходящие военную службу, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категории „D“ и подкатегории „D1“ по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи квалификационных экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории „D“ и подкатегории „D1“, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.;
3) статью 27 исключить.
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (…) следующие изменения:
1) примечание 1 к статье 12.1 после слов трамваи, троллейбусы дополнить словом , мопеды;
2) абзац первый статьи 12.6 после слова мотоциклом дополнить словом , мопедом, после слов на мотоцикле дополнить словом , мопеде;
3) абзац первый части 2 статьи 12.23 после слов конструкцией мотоцикла дополнить словом , мопеда;
4) в абзаце первом части 2 статьи 12.29 слово , мопедом исключить.
5) дополнить статьей 12.321 следующего содержания:
Статья 12.321. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей..
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. Водительские удостоверения, выданные в Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действительными до окончания установленного в них срока. "