Сегодня в Хамовническом суде Москвы представители гособвинения просили приговорить экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева к 14 годам колонии общего режима каждого по делу о хищении 200 млн тонн нефти, передает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Ходорковский и Лебедев осуждены Мещанским судом к восьми годам лишения свободы каждый и срок наказания по первому приговору истекает в следующем году.
Генпрокуратура просит признать виновными экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" в хищении и легализации акций нефтедобывающих компаний и (п. "а", "б" ч.3 ст.160 УК РФ, ч.3 ст. 174 прим. УК РФ) и в хищении нефти с последующей легализацией имущества и денежных средств (ч.4 ст.160 УК РФ, ч.3 ст.174 прим. УК РФ).
Прокурор Валерий Лахтин назвал в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Ходорковского и Лебедева несовершеннолетних детей и неудовлетворительное состояние здоровья Лебедева. Отягчающим обстоятельством является то, что, по словам Лахтина, Лебедев и Ходорковский занимались подрывом экономической основы государства на протяжении длительного времени в составе организованной преступной группы.
Гособвинение считает, что фактически "всей компанией ЮКОС управлял Ходорковский, никакой самостоятельности у директоров нефтедобывающих компаний не было", а Ходорковский и Лебедев распоряжались активами как своей собственностью.
Сторона обвинения опровергла слова Ходорковского и Лебедева о том, что "в материалах дела отсутствует доказательство физического изъятия нефти", а также то, что "вся прибыль направлялась на капитальные вложения и разработку нефтяных месторождений" (об этом ранее заявляли Ходорковский и Лебедев). По мнению Лахтина хищение осуществлялось путем "заключения фиктивных договоров купли-продажи" с дочерними нефтедобывающими компаниями.
Ранее обвиняемые по делу ссылались на решения арбитражных судов, которые подтвердили, что договора заключались в рамках действующего законодательства. Однако прокурор заявил, что арбитраж не был в курсе всех обстоятельств дела, в частности, не знал о подконтрольности ЮКОСу нефтедобывающих компаний. По словам Лахтина, Самара-нефтегаз и Юганск-нефтегаз были лишены прав распоряжаться своим имуществом, ввиду того, что были полностью подконтрольны компании ЮКОС.
По мнению гособвинителя, Ходорковский и Лебедев возглавляли организованную преступную группу. При этом Лебедев отвечал за финансовые потоки группы МЕНАТЕП и, в частности, занимался урегулированием вопросов долга банка МЕНАТЕП перед иностранными компаниями. Прокурор подчеркнул, что некоторые члены организованной преступной группы находятся в международном розыске.
Лахтин также заявил, что Ходорковский и Ледебедев оказывали незаконное воздействие на правосудие и на свидетелей, кроме того "давали интервью СМИ, описывая свои преступления, как хозяйственную деятельность" и умышленно затягивали рассмотрение дела.
Кроме того, прокурор пояснил, что у гособвинения "нет предвзятого отношения к обвиняемым", и оно полностью основывается на доказательствах по делу и нормах законодательства.
Следующее заседание, на котором выступят адвокаты Ходорковского и Лебедева, назначено на 27 октября.
В рамках рассматриваемого сейчас второго уголовного дела Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении чужого имущества в крупном и особо крупном размерах с использованием служебного положения. По совокупности этих преступлений предусматривается наказание до 22 лет лишения свободы. Следствие установило, что обвиняемые в составе организованной группы в 1998-2003 годах совершили хищение путем присвоения крупных объемов нефти дочерних нефтедобывающих акционерных обществ НК "ЮКОС", "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть" ВНК на сумму более 892 млрд рублей. Также они подозреваются в легализации денежных средств в крупном размере, полученных от продажи похищенной нефти.