Глава Конституционного суда Валерий Зорькин 29 октября опубликовал в "Российской газете" статью "Предел уступчивости". В ней он заявил, что решение Европейского суда по правам человека по иску объединенной оппозиции об отмене результатов думских выборов 2003 года может быть использовано "для раскачивания российского общества по сценариям оранжевых, тюльпановых и прочих конструируемых "революций"". Оппозиционеры считают, что если не поправить избирательное право, то "точно будет революция, но не оранжевая, а народная".
В своей статье глава Конституционного суда (КС) рассмотрел "практику взаимоотношений между Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) и Конституционным судом РФ". "Всегда был и остаюсь сторонником глубокого конструктивного диалога со Страсбургским судом",- заявляет господин Зорькин. Но сомнение у него вызывает решение ЕСПЧ, который "через несколько лет "раздумий" взял в производство жалобу "объединенной оппозиции", ставящей под сомнение итоги выборов в Госдуму в 2003 году".
ЕСПЧ признал приемлемой жалобу КПРФ, "Яблока" и семи частных лиц, которая была подана в 2005 году в связи с многочисленными нарушениями в ходе выборов в Госдуму в 2003 году. Оппозиционеры обратились в Страсбург после того, как в 2004 году их жалобу отказался удовлетворить Верховный суд. Они требовали признать недействительными итоги выборов в Госдуму, в частности, из-за неравного доступа партий к СМИ, фальсификации протоколов, использования партией власти "паровозов", которые отказались от мандатов. ЕСПЧ дал российским властям четыре месяца для ответа на вопросы суда.
"Представим, что Европейский суд удовлетворит жалобу "объединенной оппозиции",- размышляет глава КС.- Не будет ли такое решение использоваться для раскачивания российского общества по сценариям оранжевых, тюльпановых и прочих конструируемых "революций"? И будет ли это способствовать укреплению процесса, в котором, как никогда за последние годы, конструктивно выстраиваются отношения руководства России с лидерами ведущих европейских государств?"
По мнению Валерия Зорькина, возможны три сценария реагирования на решение ЕСПЧ по жалобе оппозиции. Первый предполагает "выдвижение принципа жесточайшего приоритета национального над наднациональным", второй — "полное подчинение национального наднациональному, полный отказ от суверенитетов сначала де-юре, а потом и де-факто". Эти два сценария господин Зорькин считает неприемлемыми. Более разумным глава КС считает германский опыт. Согласно правовой позиции Федерального конституционного суда Германии, поясняет он, "основной закон не предусматривает отказа от суверенитета, закрепленного прежде всего в германской Конституции". "Принципы государственного суверенитета и верховенства Конституции в правовой системе России относятся к основам ее конституционного строя,- подчеркивает председатель КС.- Конвенция как международный договор России является составной частью ее правовой системы, но она не выше Конституции".
"Надоели эти пугалки про революцию,- заявила член Общественной палаты профессор юрфака МГУ Елена Лукьянова (в 2004 году была представителем КПРФ на процессе об отмене итогов думских выборов в Верховном суде).- Что, восстановление нормальной избирательной системы — это раскачивание государственного корабля?!" Отметив, что из речи господина Зорькина следует, что он не знает существа иска в ЕСПЧ, госпожа Лукьянова пояснила, что "Европейский суд может, максимум, признать серьезные недостатки в российском избирательном законодательстве и избирательной практике". "И не надо нам морочить голову рассказами про оранжевую революцию. Если поправить избирательное право, хуже не будет, а если не поправить, то точно будет революция, но не оранжевая, а народная",- говорит госпожа Лукьянова.
"Что касается ужасов, которыми пугает Зорькин, я считаю, что, наоборот, к красной и коричневой революциям приведет позорная практика фальсификации выборов",- сказал лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. По его мнению, то, что функционер такого высокого уровня "разразился такой статьей,- хороший признак", значит, "властная верхушка понимает, чем грозит наш иск".
Как рассказал глава юрслужбы КПРФ депутат Госдумы Вадим Соловьев, по прошедшим 10 октября выборам в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) готовятся жалобы по выборам в гордуму Краснодара и Чапаевска (Самарская область). Они будут подготовлены примерно через два месяца. По словам коммуниста, в Страсбург уже направлены жалобы по итогам выборов 2009 года в заксобрание Ульяновской области, а также по выборам в Госдуму 2007 года в Мордовии. А адвокат Вадим Прохоров напомнил, что жалобу в ЕСПЧ на нарушение избирательных прав на выборах в Госдуму 2007 года направлял и "Союз правых сил" (поводом послужило "нарушение права субъектов избирательного права в доступе к СМИ и агитации"), сам господин Прохоров и избиратель из Пермского края Сергей Казаков. Правда, "после предательства руководства СПС жалоба была им отозвана, но я и Казаков жалобу не отозвали", говорит адвокат. Он напоминает, что положительное решение ЕСПЧ по жалобе не отменяет итоги выборов, "но может послужить основанием для пересмотра решения суда в России. Это является по сути вновь открывшимся обстоятельством".
Представители фракции КПРФ внесли год назад в Госдуму законопроект, по которому региональные парламенты должны избираться только по партийным спискам. Пропорциональная система, по мнению коммунистов, имеет ряд преимуществ перед смешанной. Но все эти преимущества, по мнению других оппозиционеров, могут проявиться лишь в конкурентной политической среде. В 1990-е годы депутаты почти всех региональных законодательных собраний избирались по одномандатным округам. С 2003 года субъекты федерации начали переходить на смешанную систему, при которой половину мест в парламенте занимают депутаты, избранные в одномандатных округах, половину — избранные по партийным спискам. В 2005 году депутаты Госдумы отказались от смешанной системы, решив, что в нижней палате должны заседать только представители партий. Вслед за этим от смешанной системы стали отказываться и в регионах. Сегодня на сугубо партийный принцип выборов уже перешли в Санкт-Петербурге, Амурской, Московской, Тульской областях, Ненецком автономном округе, в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Чечне.