В Государственную Думу внесен проект федерального закона, которым предусматривается взять под обязательный контроль все операции с наличными денежными средствами на сумму от 600 тысяч рублей и выше, сообщается в материалах палаты.
Авторами законопроекта № 449776-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в статьи 858 и 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" выступили депутаты Госдумы А. Козерадский, О. Носкова и В. Корнилов.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, целью предлагаемых изменений является повышение эффективности работы кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В настоящее время обязательному контролю подлежат лишь несколько видов операций с наличными денежными средствами. При этом из-под обязательного контроля выведена основная масса операций с наличными денежными средствами, в том числе имеющих подозрительный характер.
Предлагаемые изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Федеральный закон) позволят взять под обязательный контроль все операции с наличными денежными средствами на сумму равную 600 тыс. руб. или большую за исключением операций между кредитными организациями.
Исключение из операций с наличными денежными средствами операций между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и Банком России обосновано тем, что данные операции связаны с обеспечением кредитными организациями своей оперативной деятельности, т.е. с целью дальнейшего обслуживания клиентов. Получение кредитными организациями денежной наличности в Банке России со своих корреспондентских счетов является обычной банковской практикой и служит для обеспечения кассового обслуживания всех клиентов.
Предлагаемые дополнения к статье 7 Федерального закона позволят банкам не только выявлять, но и предотвращать операции клиентов, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов либо финансированием терроризма, а также способствовать противодействию минимизации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязательств с использованием операций с наличными денежными средствами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, пользуясь возможностями действующего законодательства, открывают счета в кредитных организациях, проводят операции, целью которых является, в том числе и минимизация налоговых обязательств. В случае создания кредитной организацией "некомфортных" условий для их проведения, клиенты уходят в другие банки. В связи с тем, что процесс изучения нового клиента требует определенного временного периода для банка, клиенты успевают за это время осуществить значительные объемы платежей. И в последующем, не имея реальных законодательных возможностей, банки не правомочны отказать клиенту в проведении операции, если по ней представлены все требуемые документы, а также отказать клиенту в дальнейшем обслуживании договора банковского счета в одностороннем порядке.
Введение предлагаемого дополнения пункта 5 подпунктом 5.3. позволит кредитной организации отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) в случае выявления факта представления клиентом недостоверных документов для открытия счета после заключения договора банковского счета (вклада); неоднократного в течение года непредставления клиентом по требованию кредитной организации документов либо представления недостоверных документов; в случае, если клиент после заключения договора банковского счета (вклада) попадает в список лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; при наличии информации о совершении клиентом операций, не имеющих очевидного экономического смысла.
Таким образом, предлагаемые дополнения в Федеральный закон приведут к сокращению объема подозрительных операций, не имеющих явного экономического смысла, носящих запутанный характер, в том числе с использованием наличных денежных средств.
Предлагаемые изменения в статью 9 Федерального закона расширят возможности кредитных организаций по получению информации об экономическом смысле проводимых клиентами операций, имеющих подозрительный характер.
Внесение изменений, касающихся предоставления права отказа кредитной организации от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом, повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в статьи 858 и 859 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменения закрепят полномочия кредитных организаций в части отказа в одностороннем порядке от исполнения договора банковского счета в случае, если у банка имеются обоснованные подозрения о совершении операций в целях легализации преступных доходов, либо финансирования терроризма.
При этом инициатива кредитной организации в одностороннем порядке отказать клиенту в исполнении договора банковского счета согласно действующему законодательству может быть обжалована клиентом в судебных органах, что гарантирует защиту клиента от неправомерных действий банка.
Ниже следует текст законопроекта:
" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (часть I), ст. 3418; 2004, № 31, ст. 3224; 2007, № 31, ст. 3993, ст. 4011; 2007, № 16, ст. 1831; 2009, № 23, ст. 2776, 2010, № 31, ст. 4166) следующие изменения:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1) все операции с денежными средствами в наличной форме, за исключением операций между кредитными организациями и кредитными организациями и Банком России";
2) в статье 7:
а) пункт 5.2 дополнить абзацами следующего содержания:
"наличия информации, либо иных обстоятельств, дающих основания полагать, что данное физическое или юридическое лицо может осуществлять операции в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
наличия в отношении физического или юридического лица обоснованных подозрений, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма";
б) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:
"5.3. Кредитная организация вправе отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом в случаях:
наличия информации о том, что при открытии счета (вклада) клиентом (его представителем) были представлены недостоверные или недействительные документы;
наличия в отношении клиента (его представителя) сведений о его участии в террористической деятельности, полученной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
наличия информации, полученной в соответствии с настоящим Федеральным законом в процессе документального фиксирования, указывающей на запутанный или необычный характер проводимой операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла, законной цели;
неоднократного в течение года непредставления клиентом по требованию кредитной организации документов, в случаях установленных настоящим Федеральным законом, либо неоднократного в течение года представления недостоверных или недействительных документов.";
в) пункт 11 дополнить словами: "а также в случае неоднократного совершения им операций (за исключением платежей в бюджет), в отношении которых у этой организации на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.";
3) статью 9 дополнить абзацем следующего содержания:
"Клиенты обязаны представлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, по их запросу информацию и документы, необходимые для осуществления этими организациями обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Статья 2
Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2005, № 30 (часть I), ст. 3100) следующие изменения:
1) в статье 858 слова "или приостановления операций по счету" заменить словами "приостановления операции или операций по счету или отказа от исполнения распоряжения клиента о проведении операции по счету";
2) статью 859 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
"1.2 Банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета в случае осуществления клиентом операции, в отношении которой у банка имеются обоснованные подозрения об ее совершении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма, с обязательным письменным уведомлением клиента об отказе от исполнения договора. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления банком такого уведомления.
Остаток денежных средств на банковском счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой банковский счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного распоряжения клиента".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "