ПРАВО.ru
Новости
7 декабря 2010, 23:47

Минфин не торопит с преобразованием 150 тыс бюджетных учреждений по новому ФЗ

Минфин не торопит с реформой 150 тыс бюджетных учреждений по новому ФЗ
Фото Право.Ru

В Государственной Думе состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы, посвященное вопросам реформы муниципальных учреждений, сообщает пресс-служба палаты.

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, главы местного самоуправления, руководители общероссийских межрегиональных объединений муниципальных образований, представители экспертного сообщества.

Открывая заседание, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов отметил, что Государственная Дума и региональные законодатели "всегда уделяли много внимания вопросам качества и объемам оказания государственных услуг гражданам", особенно в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры. "Все мы заинтересованы в том, чтобы получать полноценную и качественную услугу, — сказал он. — К большому сожалению, практика показывает, что в последние годы мы не всегда достигали этих результатов. У нас были совершенно обоснованные претензии к качеству и образовательных, и медицинских услуг. Было очевидно, что систему надо менять, вопрос был в том, как это сделать. Было очевидно и то, что эта сфера исключительно коррумпирована, причем на самом низовом, бытовом уровне".

О. Морозов напомнил, что в 2010 году принят закон, предусматривающий разделение государственных и муниципальных учреждений на казенные, бюджетные и автономные.

В соответствии с законом большая часть учреждений получит статус бюджетных. Новые бюджетные учреждения будут получать государственное или муниципальное задание на оказание услуг и в рамках этого задания — субсидии из соответствующих бюджетов. При этом учреждения смогут свободно распоряжаться доходами от платных услуг. Одновременно снимается субсидиарная ответственность государства за бюджетные обязательства, принимаемые бюджетным учреждением. Для реализации закона необходимо было принять 14 постановлений Правительства и внести изменения в более 80 нормативных актов.

По словам О. Морозова, депутаты осознанно пошли на то, чтобы зафиксировать в законе переходный период до 1 июля 2012 года. Тем не менее, значительная часть положений закона вступит в силу уже с 1 января 2011 года. "Минимум полгода мы обсуждаем, как должен исполняться этот закон, как идет подготовка к его реализации на местах, — сказал О. Морозов. — Мы должны развеять миф о том, что закон призван заменить бесплатные государственные услуги на платные. Это ложь, попытка дискредитировать работу всех уровней государственной и муниципальной власти".

Заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев, сообщив, что на муниципальном уровне действует более 150 тысяч бюджетных учреждений, отметил: "Реформа муниципальных учреждений дается непросто. Органы местного самоуправления обладают достаточно ограниченными кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами".

Директор департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Алексей Лавров сообщил, что все федеральные нормативные акты, необходимые для реализации закона подготовлены. Принято 5 постановлений Правительства, в том числе о формировании и финансовом обеспечении государственных заданий. А. Лавров отметил, что жестких требований о преобразовании учреждений в казенные и автономные нет, все решения "должны приниматься на региональном и муниципальном уровнях самостоятельно", "если есть хоть малейшее сомнение, лучше оставить все как есть и попробовать поработать в рамках бюджетных заданий". А. Лавров заверил, что федеральные министерства "будут продолжать оказывать" всю необходимую методическую поддержку.

Представитель Минфина также подчеркнул, что закон ставит жесткий барьер между бесплатными услугами, обеспеченными бюджетными средствами, и платными услугами, которые учреждение не вправе навязывать потребителю.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова отметила, что в ряде регионов и муниципальных образований работа по подготовке к реализации закона находится в зачаточном состоянии. "К 1 декабря субъекты должны были утвердить перечень и типы учреждений, но не везде такие документы приняты, — сказала она. — Наши избиратели до сих пор не имеют информации о деятельности социального сектора, о том, какие услуги им должны предоставить бесплатно, сколько на это выделено денег, как учреждения используют свое имущество, бюджетные и внебюджетные средства".

По словам Н. Максимовой, в ряде регионов и муниципальных образований нет четкого понимания критериев отнесения учреждений к тому или иному типу, нет ясности в составлении перечней платных и бесплатных услуг в разных отраслях социальной сферы, не понятен порядок формирования государственного муниципального заказа и формирования цен на платные услуги. "Отраслевые министерства должны определить перечень услуг, единицы измерения показателей объема, требования к качеству", — сказала Н. Максимова.

Директор Центра фискальной политики Антонина Ковалевская в числе критериев, определяющих качество услуг, назвала квалификацию персонала, порядок оказания услуги, оборудование, материальные ресурсы (инвентарь) и требования к зданию (помещению).

Заместитель директора департамента регионального развития Министерства образования и науки Наталья Пугачева сообщила, что министерство разработало все те нормативные акты, которое должно было подготовить.

Заместитель директора департамента развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Людмила Васильева сообщила, что министерство формирует перечень государственных муниципальных услуг в сфере здравоохранения. В него войдут услуги, не включенные в программу ОМС.

Глава города Перми Игорь Шубин указал на необходимость четко определить, что такое "государственная муниципальная функция" и "государственная муниципальная услуга".

Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин, коснувшись проблемы замещения бесплатных услуг платными, сказал: "Это вопрос не конституционных гарантий и даже не государственного заказа. Он будет решаться на уровне каждого конкретного учреждения. В нынешних условиях у этих учреждений очень велик стимул к такому замещению, поскольку полученные средства могут быть использованы на повышение зарплаты, в редких случаях на покупку оборудования и ремонт".

Говоря о качестве услуг, И. Дискин заметил, что качество могут определить только потребители и с ними надо налаживать взаимодействие. Он также указал на необходимость срочной организации повышения квалификации руководителей, чтобы они были готовы работать и планировать деятельность учреждения в новых условиях.

Глава Дмитровского муниципального района Московской области Валерий Гаврилов считает, что начинать реализацию закона можно с учреждений культуры, спорта, детских садов, где уже есть платные услуги и "можно работать без ущерба для населения". Со школами и объектами здравоохранения, напротив, "торопливости быть не должно". Не стоит, по словам В. Гаврилова, торопиться с реформой муниципальных учреждений в сельской местности, "где низкий доход населения".

По итогам заседания выработаны рекомендации Государственной Думе, Правительству, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления.