Федеральная антимонопольная служба намерена бороться за свое превращение в силовую структуру, сообщает "Коммерсант".
Подготовленные ФАС поправки к закону "О защите конкуренции" предоставляют службе право производить принудительные выемки документов, а государственным предприятиям, получившим государственное имущество в аренду на торгах,— передавать его в субаренду без конкурса. Эта норма может существенно ограничить конкуренцию и привести к коррупции — убытки ГУПов от искусственного занижения ставок для аффилированных субарендаторов придется покрывать государству.
Федеральная антимонопольная служба подготовила и направила в ведомства на согласование проект поправок к "третьему антимонопольному пакету". "Третий пакет" поправок ФАС к антимонопольному законодательству, опубликованный в июле 2010 года, был призван смягчить слишком жесткие нормы "второго пакета". Однако последние предложения ФАС, подписанные ее главой Игорем Артемьевым 29 ноября, сводят все смягчающие положения на нет.
Так, проект предусматривает предоставление ФАС права принудительной выемки документов в случае отказа проверяемого лица снять с них копии — выемка будет производиться по "мотивированному постановлению должностного лица антимонопольного органа, осуществляющего проверку". Если поправки будут приняты, то сотрудник ФАС получит право самостоятельно (или с помощью соответствующего специалиста) вскрывать помещения "или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы". В проекте ФАС присутствуют также нормы, прямо ограничивающие конкуренцию,— служба предлагает передавать государственное имущество в субаренду без конкурса в том случае, если оно было передано арендатору по результатам проведения торгов.
В ведомствах отказались комментировать документ, так как официальная позиция по нему еще не сформирована. При этом источники в правительстве подчеркнули, что вопрос о превращении ФАС в силовую структуру не должен решаться кулуарно и подлежит широкому общественному обсуждению, в том числе и с бизнесом. "Мы против того, чтобы „несиловая“ по сути структура получила силовые полномочия,— прокомментировал инициативу ФАС председатель „Деловой России“ Борис Титов.— Развитие конкуренции должно стимулироваться не ограничением и ужесточением правил для монополий, а стимулированием развития других участников на нем".
Что же касается отказа от конкурсов при передаче госимущества в субаренду, то, по словам источников в Белом доме, эта норма чревата коррупционными схемами, если арендатором госимущества является госпредприятие. Полученное ГУП по конкурсу право аренды госимущества может быть передано в субаренду аффилированным структурам по заниженным ценам, причем его убытки при этом будут компенсироваться государством.
В экономическом блоке правительства выступают против подобного предложения, предлагая вообще запретить субаренду госимущества во избежание подобных коррупционных схем или хотя бы ограничить круг таких арендаторов субподрядчиками по исполнению госконтрактов. То есть привлекать субподрядчиков или передавать госимущество в аренду без конкурса сможет лишь компания, выигравшая торги на исполнение госконтракта. В правительстве обсуждаются и такие крайние меры, как полный запрет на субаренду госимущества. Ибо, по словам источника, сама возможность субподряда толкает госструктуры к выставлению на торги объектов недвижимости "крупными кусками", что сужает круг потенциальных арендаторов.
Впрочем, юристы не считают подобную норму слишком коррупциогенной. Как пояснил Павел Герасимов из юридического бюро "Падва и Эпштейн", ситуация не изменится. "У нас и сегодня нет нормы, по которой ФГУП какое-либо свое имущество отдавало бы по результатам торгов. Ситуация та же, что и в строительной отрасли: генподрядчик может субподрядчика на торгах привлечь, а может и без торгов". При этом юрист напомнил, что в общем случае ГУП не может передавать в аренду госсобственность без согласия собственника, то есть государства. По мнению эксперта, от обретения предлагаемой ФАС нормой силы закона ситуация не изменится. "ГУП как сейчас может передавать имущество в субаренду без конкурса, так и потом сможет. При этом по гражданскому праву заставить ГУП отдавать имущество в субаренду с учетом экономической целесообразности нельзя. Но при этом у контролирующих органов — налоговой службы и Счетной палаты — могут возникнуть вопросы, которые позволят перевести проблему в область уголовного права",— пояснил юрист.
В самой ФАС не видят в законопроекте коррупциогенных схем. Как пояснил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, такая примитивная схема, когда ГУП отдает госимущество в субаренду по низкой цене, чтобы получить откат, практически неосуществима, так как существует огромное количество контролирующих органов, а само деяние подпадает под Уголовный кодекс.
Так, проект предусматривает предоставление ФАС права принудительной выемки документов в случае отказа проверяемого лица снять с них копии — выемка будет производиться по "мотивированному постановлению должностного лица антимонопольного органа, осуществляющего проверку". Если поправки будут приняты, то сотрудник ФАС получит право самостоятельно (или с помощью соответствующего специалиста) вскрывать помещения "или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы". В проекте ФАС присутствуют также нормы, прямо ограничивающие конкуренцию,— служба предлагает передавать государственное имущество в субаренду без конкурса в том случае, если оно было передано арендатору по результатам проведения торгов.
В ведомствах отказались комментировать документ, так как официальная позиция по нему еще не сформирована. При этом источники в правительстве подчеркнули, что вопрос о превращении ФАС в силовую структуру не должен решаться кулуарно и подлежит широкому общественному обсуждению, в том числе и с бизнесом. "Мы против того, чтобы „несиловая“ по сути структура получила силовые полномочия,— прокомментировал инициативу ФАС председатель „Деловой России“ Борис Титов.— Развитие конкуренции должно стимулироваться не ограничением и ужесточением правил для монополий, а стимулированием развития других участников на нем".
Что же касается отказа от конкурсов при передаче госимущества в субаренду, то, по словам источников в Белом доме, эта норма чревата коррупционными схемами, если арендатором госимущества является госпредприятие. Полученное ГУП по конкурсу право аренды госимущества может быть передано в субаренду аффилированным структурам по заниженным ценам, причем его убытки при этом будут компенсироваться государством.
В экономическом блоке правительства выступают против подобного предложения, предлагая вообще запретить субаренду госимущества во избежание подобных коррупционных схем или хотя бы ограничить круг таких арендаторов субподрядчиками по исполнению госконтрактов. То есть привлекать субподрядчиков или передавать госимущество в аренду без конкурса сможет лишь компания, выигравшая торги на исполнение госконтракта. В правительстве обсуждаются и такие крайние меры, как полный запрет на субаренду госимущества. Ибо, по словам источника, сама возможность субподряда толкает госструктуры к выставлению на торги объектов недвижимости "крупными кусками", что сужает круг потенциальных арендаторов.
Впрочем, юристы не считают подобную норму слишком коррупциогенной. Как пояснил Павел Герасимов из юридического бюро "Падва и Эпштейн", ситуация не изменится. "У нас и сегодня нет нормы, по которой ФГУП какое-либо свое имущество отдавало бы по результатам торгов. Ситуация та же, что и в строительной отрасли: генподрядчик может субподрядчика на торгах привлечь, а может и без торгов". При этом юрист напомнил, что в общем случае ГУП не может передавать в аренду госсобственность без согласия собственника, то есть государства. По мнению эксперта, от обретения предлагаемой ФАС нормой силы закона ситуация не изменится. "ГУП как сейчас может передавать имущество в субаренду без конкурса, так и потом сможет. При этом по гражданскому праву заставить ГУП отдавать имущество в субаренду с учетом экономической целесообразности нельзя. Но при этом у контролирующих органов — налоговой службы и Счетной палаты — могут возникнуть вопросы, которые позволят перевести проблему в область уголовного права",— пояснил юрист.
В самой ФАС не видят в законопроекте коррупциогенных схем. Как пояснил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, такая примитивная схема, когда ГУП отдает госимущество в субаренду по низкой цене, чтобы получить откат, практически неосуществима, так как существует огромное количество контролирующих органов, а само деяние подпадает под Уголовный кодекс.
Как ранее сообщало "Право.Ru", Федеральная антимонопольная служба внесла 4 октября 2010 года в Правительство РФ "третий антимонопольный пакет" законов. В частности, Игорь Артемьев отметил, что планируется сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Кроме того, исключается уголовная ответственность за согласованные действия и "вертикальные соглашения". В законопроекте уточнено понятие "координации экономической деятельности".
ФАС также предлагает уточнить требования к антиконкурентным согласованным действиям. В частности, ожидается, что после принятия поправок согласованными действиями будут признаваться действия компаний, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, будет введено понятие минимальной доли товарного рынка, которую должны будут занимать участвующие в согласованных действиях компании (совокупная доля не менее 20% и доля каждого участника должна составить более 8%). "Мы ожидаем резкого сокращения дел по признакам согласованных действий после принятия этих поправок", — уверен И. Артемьев.