Минэкономразвития России сегодня представило правительственный проект Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Как говорится в пояснительной записке к документу, он разработан во исполнение Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 15 сентября 2010 года, в соответствии с которым поручено представить предложения по нормативно-правовому закреплению порядка преобразования государственного учреждения в государственное унитарное предприятие по решению учредителя, а также перечня случаев и (или) критериев, при которых такое преобразование является целесообразным.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона от 5 мая 2010 г. № 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон), допускается преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество в случаях и в порядке, которые установлены законом. Возможность преобразования государственного учреждения в государственное унитарное предприятие не предусмотрена. Также не определены критерии преобразования некоммерческой организации в коммерческую организацию.
Проектом вносится изменение в пункт 2 статьи 17 Закона, в соответствии с которым государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в государственное или муниципальное унитарное предприятие в случаях, установленных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 12 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Таким образом, в случае одновременного наличия следующих критериев целесообразно принятие решения о преобразовании государственного учреждения в государственное унитарное предприятие:
- в случае, если преобразование не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в которых действует учреждение;
- превышение внебюджетного финансирования при выполнении основной деятельности учреждения;
- соответствие установленным случаям создания государственного унитарного предприятия в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а именно:
1. необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
2. необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
3. необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
4. необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
5. необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации.
Ниже следует текст законопроекта:
" Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ „О некоммерческих организациях“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2002, № 52, ст. 5141; 2006, № 3, ст. 282; № 45, ст. 4627; 2008, № 30, ст. 3604) изложить в следующей редакции:
„Частное учреждение может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и порядке, которые установлены законом.
Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в государственное или муниципальное унитарное предприятие в случаях, установленных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также при превышении учреждением внебюджетного финансирования при осуществлении основной деятельности.
В случае, если преобразование государственного или муниципального учреждения может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в которых действует государственное или муниципальное учреждение, преобразование в государственное или муниципальное унитарное предприятие не допускается. "