Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу, податель которой указывал на то, что российские суды не оценивают по сути положения региональных избирательных законов — соблюдаются ли в них требования пропорционального представительства или нет.
Член коммунистической партии из Санкт-Петербурга Евгений Козлов просил Конституционный Суд признать не соответствующими Основному закону п.16 ст.35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (по своему смыслу эта норма гласит, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном или представительном органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов). По мнению автора жалобы, оспариваемая им норма позволяет субъектам РФ устанавливать такую методику при распределении мандатов, которая противоречит требованию пропорционального представительства. Он считает, что в результате не обеспечивается реальная защита избирательных прав граждан, поскольку судам общей юрисдикции предоставляется право признавать положения закона субъекта РФ, устанавливающие методику распределения депутатских мандатов, соответствующими федеральному законодательству, ограничиваясь лишь формальной оценкой таких положений.
Ранее заявитель обращался в городской суд Санкт-Петербурга, требуя признать положения закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", который устанавливает методику распределения депутатских мандатов, не соответствующими положениям оспариваемого ФЗ. В удовлетворении заявления в горсуде, а позднее и в вышестоящих инстанциях Козлову было отказано.
В отказном постановлении КС указывает, что оспариваемая норма предоставляет местному законодателю право самостоятельно определять порядок формирования своего органа госвласти. Далее суд вспоминает собственное определение от 2008 года, из которого следует, что законодатель субъекта, вводя конкретные избирательные процедуры, должен предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан. При этом законодатель субъекта не вправе вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более – устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы.
Таким образом, КС приходит к выводу, что оспариваемая норма не предполагает, вопреки мнению Козлова, право субъекта установить в своем законодательстве методику распределения депутатских мандатов, не согласующуюся с закрепленным федеральным законодателем критерием пропорциональности.
Документ, датированный 26 мая 2011 г. и подписанный главой КС Валерием Зорькиным, опубликован на сайте суда.
Напомним, что на прошедшей неделе КС вынес другое постановление, связанное с законодательством о выборах. В четверг, 7 июля, суд признал нормы законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "О муниципальных выборах в Челябинской области", допускающие применение пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с малым числом депутатов, не соответствующими Основному закону. Иными словами, неконституционной признана монополия политических партий, которая образуется при использовании пропорциональной системы на уровне сел.