Сегодня Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий создание в России федеральной контрактной системы (ФКС) в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обсуждение документа в нижней палате парламента свелось к критике действующего 94-ФЗ и рассказам о преимуществах проекта нового закона.
Единого мнения относительно необходимости разработки проекта нового закона, регулирующего в России сферу госзакупок, у профильных ведомств не было. В прошлом году и в начале 2012 года это вылилось в серьезное противостояние между Минэкономразвития, которое настаивало на принятии закона "О ФКС", и Федеральной антимонопольной службой, которая выступала за внесение корректив в действующий 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Точку в этой дискуссии 30 сентября 2011 года поставил бывший тогда премьер-министром РФ Владимир Путин, предложивший остановиться на варианте, согласно которому реформа госзаказа будет проведена через принятие нового закона.
Спустя семь месяцев Правительство РФ, один раз вернув проект закона на доработку в Минэкономразвития, внесло его в Госдуму. "Новый закон призван отрегулировать весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта", — говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Законопроект существенно расширяет способы определения поставщиков товаров или исполнителей госконтрактов. Помимо существующих на сегодняшний день трех способов — аукциона, конкурса и запроса котировок — должны появиться и другие формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, а также возможность заключения контракта с единственным источником. При этом при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах или услугах они смогут проводить закупки совместно.
Согласно законопроекту, заказчики, за исключением закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны покупать товары и у субъектов малого предпринимательства. Размер таких заказав должен быть не менее чем 10% от общего годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 15 млн руб.
Предусматривается также ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами: предприятие, которое будет заявлять о своей готовности выполнить заказ на 25 и более процентов дешевле от заявленной стоимости, будет обязано предоставить расчет своей цены, а также обосновать ее. В случае, если речь идет о поставке товаров, то потребуется предоставить и гарантийное письмо от производителя, подтверждающее возможность поставить товар по заявленной цене. В противном случае комиссия по осуществлению закупок вынуждена будет отклонить заявку.
Сегодня на пленарном заседании парламентариям представлял этот законопроект замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Первым делом он отметил положительные результаты, которые были достигнуты благодаря введению в действие 94-ФЗ. "Более 200000 госзаказчиков размещают [заказы на суммы] более 5 трлн руб. в год. Несколько сот тысяч российских компаний имеют возможность получить эти заказы", — заявил он и быстро перешел к рассказу о проблемах. По его словам, несмотря на этот положительный шаг, появились и серьезные сложности, в частности, "узость законодательного регулирования".
"Действующий закон описывает только процедурные вопросы, оставляя за скобками главные вопросы: что мы размещаем, для чего, и что мы получаем в конце. Многие конкурсы, аукционы заканчиваются без подведения итогов, потому что в них оказался всего один участник или остальные просто не соответствуют [критериям]. По-прежнему остаются возможности для коррупционных проявлений, поэтому более полутора лет назад началась работа над проектом закона "О федеральной контрактной системе", — объяснил он.
Далее в течение почти восьми минут он перечислял основные новации, которые появятся в сфере госзакупок в России, если этот документ приобретет статус закона. Одной из новелл, которую озвучил Осеевский, стало введение обязательного трехлетнего планирование закупок для всех государственных и муниципальных заказчиков, при этом такие документы должны будут публиковаться на сайте заказчиков.
"Мы уверены, что такая открытость и предсказуемость должна существенно повысить конкурентность в этой сфере, что, естественно, скажется и на расходовании бюджетных средств", — заметил замминистра.
Стоит отметить, что значительную часть своего выступления он посвятил рассказу о том, что документ расширяет возможности для общественного контроля над госзакупками. Осеевский отметил, что "общественность получит возможность обжаловать действия заказчика".
Согласно законопроекту, Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, будут вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, обращаться в надзорный и контрольные органы. Членам общественных организаций будет позволено обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях заказчика, должностных лиц признаков состава преступления, а также обращаться в суд с жалобами в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
"Мы, надеемся, что не останется возможности для покупки золотых унитазов, дорогих автомобилей и других товаров с избыточными характеристиками", — весьма пафосно заявил Осеевский.
Депутаты, которые тоже говорили о недостатках действующего 94-ФЗ, были не склонны резко критиковать этот законопроект. В частности, депутат от КПРФ Александр Абалаков назвал законопроект добротным и качественным, а потом пустился в образные рассуждения. Для начала он упомянул про важность принципов, которыми руководствуются чиновники при госсзакупках (по мнению депутата, мотивы чиновников могут быть личными или государственными), а дальше, что "если их мотивы будут негативными, то любой законопроект будет равносилен ситуации, когда воду носят в решете. Этот законопроект все-таки решето с достаточно частой сеткой, которая перекрывает большинство лазеек для коррупции и делает систему госзакупок открытой", — подытожил он.
В результате во время голосования 384 депутата высказались за его принятие в первом чтении.