Летом 1918 года I Всероссийский съезд председателей губернских исполкомов и заведующих отделами управления исполкомов, "признавая невозможным всеобщее вооружение всего населения в настоящий момент крайнего обострения классовой борьбы как в городе, так и в деревне и ощущение общей нужды на местах в постоянном аппарате для поддержания революционного порядка, охраны Советской власти и отстояния дорогих завоеваний революции", признал необходимым организацию Советской рабоче-крестьянской милиции.
Эта резолюция представителей исполнительной власти новой, советской, России — стала "долгим эхом" уже принятых ранее правительственных решений по созданию отрядов рабочей милиции, призвана была продемонстрировать им всенародную поддержку.
Каждому Совету депутатов — свою милицию
10 ноября 1917 года Народный комиссар по внутренним делам РСФСР Алексей Рыков подписал постановление "О рабочей милиции", в соответствии с которым Советы рабочих и солдатских депутатов всех уровней учреждали и вооружали свою "ведомственную" милицию. Этот документ, как считают историки, стал юридической основой создания советской милиции, но при этом милицейские органы еще не имели штатной структуры. Однако коллегия НКВД РСФСР 10 мая 1918 года приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции" и 15 мая разослала во все губернские исполнительные комитеты Советов распоряжение о воссоздании милиции как государственной организации с собственным штатом сотрудников.
12 октября 1918 года НКВД и Народный Комиссариат Юстиции утвердили инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции", юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как "исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД".
Militia как военная сила
Однако первое Положение о рабоче-крестьянской милиции было утверждено декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров только 10 июня 1920 года. Согласно документу, милиция приравнивалась к категории вооруженных частей особого назначения "со всеми отсюда вытекающими правами и обязанностями". Для строевого состава было введено обязательное воинское обучение в объеме подготовки командиров взводов, в подразделениях насаждались воинская дисциплина и строгая иерархия подчиненности. В милиции действовал дисциплинарный устав, за образец которого был принят соответствующий устав Красной армии. Таким образом, латинской этимологии слова militia — воинская служба, военная сила — при организации советской милиции образца 20-х годов придали буквальный смысл.
В Положении впервые был определен порядок возбуждение уголовного преследования работников милиции. Согласно документу, оно производилось на общих основаниях со всеми гражданами РСФСР, однако при этом по отношению к милиционерам в судах и ревтрибуналах применялись более строгие наказания за совершенные преступления.
Директор милиции, участковый надзиратель, разведчик сыска…
В состав милиции в то время входили городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная и т. п.), железнодорожная, водная (речная, морская) и розыскная милиция. При этом милиция, обслуживающая хозяйственные учреждения, не имеющие губернских и уездных центров (железнодорожная, водная), не состояла в непосредственном ведении местных органов НКВД, но работала под их прямым контролем. Личный состав милиции составляли младшие и старшие милиционеры, командный состав, следователи, агенты розыска, канцелярский и технический состав персонала. В 1925 году список строевого состава был дополнен должностью "участковый надзиратель", а список уголовного розыска — должностью "разведчик". А в 1936 году были введены специальные звания начальствующего состава: сержант и младший сержант милиции, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор и старший майор милиции, инспектор милиции, директор и главный директор милиции).
"Не останавливаться пред возникающими тягостями и опасностью для здоровья и жизни"
88 лет назад, 28 сентября 1925 года, был подписан Декрет ВЦИК и СНК "О введении в действие Положения о службе Рабоче-крестьянской милиции". Очередное положение подробно подробно регламентировало права и обязанности работников милиции, порядок определения на службу, назначения на должность и допуска к ней, перемещения на равнозначные должности и смещения с понижением, а также увольнения от службы. Особо подчеркивалось, что "в осуществление задач Рабоче-Крестьянской милиции по охрана революционного порядка, народного достояния и борьбе с посягательством на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаться пред возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни".
Ответственность за отдачу и исполнение преступного приказа
Показательно, что в документе прописаны действия работника милиции, получившего преступный приказ — "не исполняя его, немедленно докладывает о том следующему, высшему, в порядке подчиненности начальнику и в подлежащих случаях сообщает о том соответствующему правительственному органу, руководствуясь необходимостью быстро предупредить возможность преступления. Если полученное приказание он считает хотя и не преступным, но все же несогласованным с законом, то докладывает об этом начальнику, отдавшему приказ, и если данное приказание последним будет подтверждено вновь, то исполняет его". А в примечании указывалось, что "при точном исполнении работником милиции приказа, отданного по службе начальником, этот последний один отвечает за последствия своего приказа, кроме случае исполнения преступного приказа, когда, вместе с отдавшим такой приказ начальником, отвечает и исполнивший его сотрудник милиции".
От ГАИ до Интерпола
В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 году были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 году — по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС). К 1941 году в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС), наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. В разные годы в состав милиции вошли также отряды милиции специального назначения — Спецназ (1987), отряды милиции особого назначения — ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП (1992) и другие. В 1990 году в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.
"Карающий меч" державы вложен в ножны?
1 марта 2011 года в Российкой Федерации вступил в силу новый закон "О полиции" (текст документа в СПС "Право.Ru"), обсуждение которого длилось около года. Над текстом документа трудились известные правоведы и специалисты-практики. Закон "О полиции" в первой же статье декларирует смену профессиональной идеологии органов внутренних дел: акцент делается на правоохранительной деятельности. Отныне полиция считается не "карающим мечом державы", не институтом государственного принуждения, а призвана в первую очередь защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности и охранять общественный порядок.
С текстом Декрета Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров О введении в действие "Положения о службе Рабоче-Крестьянской милиции" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".