Совершенство на пределе
Размер годовой страховки практикующего специалиста составляет от 70 000 до 130 000 руб. Еще год назад можно было уложиться в 20 000–30 000 руб. Вознаграждения АУ не повышаются уже больше 10 лет. Кроме страховки, существуют и другие обязательные платежи: членские взносы в СРО, страхование по сделкам свыше 100 млн руб. Деятельность управляющего постоянно преследует кассовый разрыв. Вознаграждение перечисляется после реализации имущества должника, до этого момента все расходы за свой счет, а новичку необходимо оплатить 200 000 руб. вступительного взноса в СРО (ст. 2 ФЗ № 127-ФЗ).
Заключенный страховой договор — ключевое требование к членству управляющего в СРО. Отсутствие страховки — прямой запрет на профессию. А ведь любой профессионал имеет право на отпуск (декрет, учеба, продолжительный отдых). Даже не работая, управляющему необходимо оставаться членом СРО. И страхование ответственности лишь увеличивает премиальный фонд страховщиков.
Оценкой профессионализма АУ является финансовый результат по итогам работы. Рекорд последних четырех лет — вознаграждение в размере 170 млн руб. за процедуру банкротства. Но профессионалы не завидуют: в ожидании звездного гонорара годами идут реальные расходы. Страховые платежи управляющие пытаются компенсировать в процессе работы. Пока оплата страхования ответственности за счет конкурсной массы терпит фиаско. Прецедент, дающий возможность снизить текущие расходы, — положительная позиция судей в отношении расчета страховки не от валюты баланса, а от реальных активов.
Неестественный монополизм
На рынке страхования ответственности АУ менее десятка компаний, и они не обязаны страховать управляющих. В результате — самостоятельное формирование тарифов и фактический монополизм. Управляющим отказывают в страховке или выдвигают заведомо завышенные требования. АУ повсеместно подписывают невыгодные для них договоры.
Главный принцип обязательного страхования — гарантия возмещения вреда — на деле не соблюдается. Что говорят страховщики? Общий объем страховых премий по 45 видам вмененного страхования за 2017–2019 годы составил 43,7 млрд руб., страховых выплат — 7,5 млрд руб. Отказ от страхования аргументируют экономической нецелесообразностью по причине невозможности адекватно оценивать риски, в частности в связи с тем, что страховое возмещение должно быть осуществлено и при умышленных противоправных действиях (бездействии) АУ. Страховые организации констатируют и отсутствие заинтересованности со стороны СРО в установлении жесткого регулирования деятельности путем повышения требований и применения санкций к недобросовестным членам.
Куда движемся?
Основные дискуссионные тренды: переход на добровольное страхование или создание обществ взаимного страхования; ужесточение контроля на уровне СРО; контроль управляющего страховой компанией; государственное регулирование тарифов; страхование ответственности при условии наличия у управляющего банкротных процедур; законодательная норма, предполагающая рассмотрение отсутствия договора страхования как результат действия обстоятельств непреодолимой силы.
Будут управляющие покидать профессию? Конечно, нет. Но добросовестность и независимость некоторых уже под ударом. Речь идет о серьезном уроне репутации всего института банкротства. Российскому обществу, в отличие от Европы и США, не свойственно самостоятельное регулирование. Все инициативы и контроль — исторически сверху. В первых СРО принцип «локтевой ответственности» не срабатывал. Сегодня даже чиновники видят серьезность их намерений. В конце 2018 года Минфин предложил отказаться от обязательного наличия полиса для вхождения в отраслевую СРО. Идея заключалась в самостоятельном принятии решения о страховании на уровне СРО. Планировали «согласовать предложения в возможно короткий срок».
В феврале текущего года арбитражники напомнили о себе. Национальный союз профессионалов антикризисного управления направил в ЦБ и Минэк письмо, где перечислил ключевые проблемы страхования ответственности АУ. Из ответа стало понятно, что федералы знают о проблеме страхования ответственности АУ и занимаются ее решением. Декларируется создание рабочей группы из представителей ЦБ, Минэка, профсоюзов. Рассматривается несколько вариантов «трансформации» страхования: побуждение страховых компаний оказывать услуги АУ или разрешение на образование АУ обществ взаимного страхования. Впереди серьезная работа, в процессе которой необходимо решение не менее трех проблем, препятствующих рыночным условиям страхования ответственности АУ:
- отсутствие четких требований к условиям вмененного страхования, закрепленных на уровне законодательства;
- отсутствие закрепленной за страхователем обязанности по страхованию;
- отсутствие альтернативных вариантов финансового обеспечения ответственности.
В соответствии с российским законодательством вмененное страхование является квазиобязательным. Необходим баланс конституционно значимых прав, который сможет обеспечить все условия для реального функционирования такого вмененного вида страхования, как ответственность АУ. Конечно, сообщество управляющих с огромным нетерпением ждет «трансформации» системы страхования ответственности. По мнению АО «ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ», данный вопрос является в буквальном смысле жизненно важным.