Денис Дворников, член Общественной палаты РФ, руководитель общественного комитета "За открытость правосудия"
Можем ли мы представить себе председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева, путешествующего на "Ладе Калине" вдоль Транссиба? А главу Высшего Арбитражного Суда РФ Антона Иванова в фуражке проводника, изображающего близость к народу? Вряд ли. Также трудно представить председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина, играющего в бадминтон или катающегося на велосипедах с руководителями других высших судов. Не потому, что играть в бадминтон — это плохо. Просто судебная ветвь власти не может себе позволить использование тех инструментов коммуникации, к которым привыкли законодательная и исполнительная власть, причем и не только в России.
А что и как может судебная власть заявить о себе самой?
Открытость и доступность судебной системы в России выражается исключительно благодаря качеству работы, "сдержанным" сообщениям пресс-служб, а также публикации судебных актов в интернете. И если система информационного обеспечения арбитражных судов сегодня справедливо считается достаточно развитой и передовой, то ситуация с "судебным интернетом" в рамках судов общей юрисдикции требует не только развития, но и вообще осознания ее места и роли.
У арбитражных судов и судов общей юрисдикции задачи и круг "потребителей" различаются. В подавляющем большинстве случаев арбитраж имеет дело с юристами-профессионалами, которые не только требовательно относятся к контенту, но и являются достаточно продвинутыми пользователями интернет-ресурсов. Кроме того, большим преимуществом арбитражных IT-специалистов является сравнительно небольшое количество судов и собственно судебных решений. Хотя, конечно, в любом случае информационное обеспечение арбитражных судов впечатляет.
Что же происходит в судах общей юрисдикции с точки зрения информатизации?
Долгожданную государственную автоматизированную систему (ГАС) "Правосудие" можно в шутку сравнить с другими масштабными отечественными проектами — такими, как ГЛОНАСС, и даже с грозной "Булавой". Вроде все уже практически работает, но не хватает какой-то легкости в исполнении и точности в получаемых результатах.
А если серьезно, то несмотря на то, что ГАС "Правосудие" работает уже не первый год, срок ее полного введения в эксплуатацию — первый квартал 2013 года. Казалось бы, времени достаточно, чтобы все отточить, улучшить, ускорить и расширить. Но вот вопрос, что именно должно стать лучше и удобнее и для кого все это делается?
К большому сожалению, ГАС "Правосудие", являясь продуктом, заказчиком которой является судебная система, переняла и те особенности, которые свойственны этой системе — корпоративную закрытость. И если для судов определенный уровень дистанции от общественного гейзера событий — это условие нормального функционирования, то для информационного продукта, который обращен во внешнюю среду — абсурд. Реальность такова, что сегодня ГАС "Правосудие" — это предмет обсуждения узкого круга специалистов.
Между тем, суды общей юрисдикции — это инстанция, в чьей помощи нуждаются не только профессионалы, но и простые обыватели, большинство из которых оказались в затруднительной жизненной ситуации. В судебной информации нуждаются не только адвокаты, но и журналисты, судебные репортеры и специализированные издания, для которых поиск интересующего дела в потоке процессуальной документации превращается в пытку.
Общественный комитет "За открытость правосудия" провел целую серию обсуждений реализации 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Мероприятия проходили в разных регионах, но неизменно поднимался один и тот же вопрос о целеполагании этого нормативного акта и той титанической работы, которую ежедневно проделывают работники судов, "заливая" на сайты миллионы судебных решений. Для кого и для какой цели более 22 миллионов решений вываливаются в сеть ежегодно? Внятного ответа нет, и это мешает созданию по-настоящему удобной и понятной системы. С другой стороны, введение дополнительных критериев для отбора судебных актов — также вряд ли приемлемое решение. Много сил уходит даже на такую, казалось бы, несложную задачу, как обезличивание судебных решений и изъятие из них другой информации, не подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями законодательства.
На создание ГАС "Правосудие" действительно потрачено много финансовых и организационных усилий. Сам факт, что по всей стране в рамках, пожалуй, самой консервативной ветви власти удалось сделать интернет обязательным инструментом работы — действительно титаническое завоевание, ведь первый компьютер в системе судов общей юрисдикции появился лишь в конце 1990-х, немногим более десяти лет назад. Но и вопросов очень много. Вопросов, требующих обсуждения не только в кругу заказчика и исполнителей, работающих над созданием информационной системы, но с привлечением широкой юридической и IT-общественности. И именно вопросам развития и совершенствования "судебного интернета" будет посвящен круглый стол, который состоится 10 ноября 2011 года в центре Digital October. Общественные слушания будут проходить при поддержке и участии представителей Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Общественной палаты РФ.