Идея реформировать административное право так, чтобы материальные и процессуальные отношения регулировались отдельными кодексами, как и в других отраслях, воплотилась в законопроект. Депутат Госдумы Агеев обещает внести его в палату в ближайшее время. В проекте Общей части Административного кодекса есть целый ряд принципиально новых идей, но на поддержку со стороны администрации президента его разработчики вряд ли могут рассчитывать.
"На мой взгляд, ситуация близка к катастрофе" – так в феврале 2014-го говорила по поводу бесконечных корректировок Кодекса об административных правонарушениях Лариса Брычева, помощник Владимира Путина и начальник Государственно-правового управления президента. Затем в Госдуме состоялись парламентские слушания, где говорилось, что вместо нынешнего КоАП нужно принимать новый. Наиболее смелыми в реформаторском порыве были Виталий Юсупов из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и главный научный сотрудник ВНИИ МВД д. ю. н. Анатолий Шергин. Они считали необходимым разработать два разных кодекса, регулирующих материальные (Административный или Кодекс об административной ответственности) и процессуальные (Административно-процессуальный) отношения.
И теперь, после полугодовой работы, экспертная группа под руководством депутата Госдумы, эсера Александра Агеева презентовала проект общей части Административного кодекса РФ [есть у "Право.Ru"], над которым, в частности, трудились Юсупов и доктор юридических наук Павел Кононов. "[Разделение на два кодекса] всецело соответствует ст. 72 Конституции РФ и посланию президента 1997 года, в котором он обозначил необходимость подготовки административно-процессуального кодекса", – заявил сегодня на пленарном заседании палаты Агеев. По его словам, правоприменителю будет удобнее пользоваться двумя кодексами, а не одним. Проект общей части Административного кодекса на днях будет внесен в Госдуму, обещает Агеев.
Проект вводит новые понятия. К примеру, самостоятельной категорией субъектов административного правонарушения, отличной от должностных лиц, становятся индивидуальные предприниматели. Отдельной главой разработчики документа предлагают оформить обстоятельства, исключающие возможность привлечения лица к административной ответственности, и основания для освобождения от нее.
Сейчас КоАП разрешает последнее, если нарушение было малозначительным. Однако само это понятие не раскрыто, недовольны ученые и предлагают рецепт устранения проблены. "Малозначительным может быть признано такое противоправное действие (бездействие) лица, которое содержит формальные признаки административного правонарушения, но в то же время не повлекло нарушения интересов государства, прав и законных интересов граждан, организаций, не причинило и не создало реальную угрозу причинения вреда правоотношениям, охраняемым мерами административной ответственности", – говорится в проекте кодекса. Авторы документа также считают, что освобождать от наказания можно и тех, кто деятельно раскаялся в проступке и устранил нарушение и примирился с потерпевшим. Что касается обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, то к уже существующим, например, совершению нарушения из крайней необходимости, добавляются физическое или психическое принуждение, а также исполнение приказа или распоряжения.
До года предлагается увеличить срок привлечения к ответственности абслютно по всем статьям (сейчас он начинается от двух месяцев), а систему наказаний подвергнуть существенной корректировке. Ключевой новеллой является возврат к старым традициям при расчете размера административного штрафа. Ученые предлагают определять его "исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа, устанавливаемого и периодически изменяемого постановлением правительства". Для граждан минимальные и максимальные значения установлены на уровне 0,1 и 10 этой величины, для должностных лиц – 1-50, для юридических лиц – 2-200. Это необходимо, по мнению разработчиков, "в целях установления единообразного упрощенного порядка исчисления размера административного штрафа, исключающего его различное понимание и применение на практике". При этом они ссылаются на опыт государств Таможенного союза – Беларуси и Казахстана. В России законодатель отказался от такого подхода в 2007 году, когда была ликвидирована увязка штрафов с минимальным размером оплаты труда (МРОТ).
Авторы проекта также желают более активно использовать "антидебоширскую" норму. Сейчас только буйных болельщиков можно лишить права посещать спортивные мероприятия, а разработчики предлагают установить запрет и на посещение мест проведения массовых политических и культурных мероприятий. Он будет применяться, согласно документу, "за допущенное нарушение правил организации и проведения указанных мероприятий, правил поведения зрителей на таких мероприятиях, создавшее препятствия в проведении мероприятия, либо послужившее причиной вынужденного прекращения его проведения, либо создавшее угрозу жизни или здоровью граждан, участвующих в нем". Такое ограничение предлагается вводить на срок от шести месяцев до трех лет.
Кроме того, проект расширяет сферу применения такого наказания, как лишение специального права. Сейчас по ст. 3.8 КоАП оно грозит только физлицам. А разработчики документа предлагают за нарушения лишать таких прав и юрлиц (срок от месяца до трех лет), например, возможности осуществлять определенные виды деятельности, предоставленные на основании лицензии или иного специального разрешения.
Впервые, обещают разработчики документа, в кодексе появится норма, разрешающая применять к нарушителю более мягкое наказание, чем предусмотрено законом. Это возможно, в частности, "при наличии не менее трех обстоятельств, смягчающих административную ответственность" (сейчас они сформулированы в ст. 4.2 КоАП).
Однако перспективы принятия Административного кодекса РФ весьма туманны. В единственной структуре в стране, реально задающей вектор законодательной инициативы – ГПУ президента – ранее эта идея энтузиазма не вызвала. "Разрывать материальные нормы и процессуальные пока преждевременно, – говорил главный советник ГПУ Анатолий Кирин. – Мы завязнем со срединным блоком кодекса, а именно в субъектах административной юрисдикции, потому что они содержат элементы и материальных, и процессуальных норм".
С текстом проекта общей части Административного кодекса Российской Федерации можно ознакомиться здесь.