Кодекс профессиональной этики российских адвокатов существует уже более 14 лет и уже не один раз за эти годы изменялся. Тем не менее, этому документу и сейчас нужны дополнительные поправки, уверены адвокаты, с которыми поговорило "Право.ru". Профессиональные защитники рассказали изданию, какая норма кодекса не отвечает современным реалиям, почему надо ужесточить ответственность для помощников и стажеров, а также предложили ввести правила для бизнес-адвокатуры.
В январе 2003 года на первом Всероссийском съезде адвокатов приняли Кодекс профессиональной этики защитников. Документ предусматривает, что "деятельность адвокатского сообщества невозможна без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры". За прошедшие 14 лет кодекс пять раз изменялся. Последние 19 поправок в него включили весной этого года. Три из них вызвали особенно бурные споры (см. "Станем этичнее с новыми стандартами": итоги всероссийского съезда адвокатов"). В частности, в КПЭА приняли положение, на основании которого адвокат "должен избегать действий, приводящих к подрыву доверия к нему и адвокатуре" (п. 2 ст. 5). Теперь думать об авторитете профессии защитнику придется не только на работе, но и за ее пределами. Например, придется вести себя сдержаннее при общении в интернете. Еще одно нашумевшее изменение — отныне в любой ситуации защитник "обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней", если при этом очевидна его принадлежность к профессиональному сообществу (п. 5 ст. 9). Кроме этого, защитникам запретили употреблять выражения, которые умаляют честь и достоинство не только конкретного адвоката, но и всего адвокатского сообщества (п. 1 ст. 15).
Несмотря на столь многочисленные поправки в кодекс, у адвокатов до сих пор остаются предложения по изменению обсуждаемого документа. Профессиональные защитники поделились своими идеями на эту тему с "Право.ru".
"Уточнить авторитет"
Что изменить: В этом году в кодексе появилось понятие "авторитет адвокатуры". С трактовкой такого термина могут возникнуть проблемы, ибо это оценочная категория. Нужны более четкие критерии для ее определения.
Кто предлагает: Алина Зеленская, адвокат национальной юридической компании "Митра", Михаил Кюрджев, партнер АБ "А2.Адвокаты".
Ответ ФПА: Глава Федеральной палаты адвокатов, Юрий Пилипенко напоминает, что этические правила российских профессиональных защитников пришли из Франции, где адвокат является таковым 24 часа в сутки. По словам юриста, адвокат не должен распространять ложные сведения и вести себя неподобающим образом, что умалит "авторитет адвокатуры". Защита последнего является обязанностью каждого члена корпорации, подчеркивает Пилипенко. Он отметил, что за такие порочащие действия адвоката не обязательно будут сразу лишать статуса: "КПЭА содержит три меры дисциплинарного воздействия".
Убрать излишний субъективизм
Что изменить: Выполнение адвокатами некоторых обязанностей, прописанных в Кодексе, может оцениваться крайне субъективно. Стоит избегать подобных формулировок, иначе это приводит к появлению весьма спорных документов. В частности, Адвокатская палата Мордовии утвердила положение о деловом стиле одежды профессионального защитника, в котором запретила: носить обувь спортивного стиля, накалывать пирсинг и татуировки, а также ограничила адвокатов в ношении аксессуаров.
Кто предлагает: Михаил Кюрджев, партнер АБ "А2.Адвокаты".
Ответ ФПА: Глава Адвокатской палаты Мордовии, Александр Амелин признает, что в спорном случае речь идет об оценочной категории: "Мы не пытаемся жестко регламентировать количество колец или каких-то безделушек. Главное, чтобы наряд не выглядел вызывающим и не противоречил здравому смыслу". По его словам, адвокат должен сам стремиться к тому, чтобы его внешний вид в публичном месте не раздражал окружающих.
Разрешить более широкую рекламу
Что изменить: Необходимо убрать запрет на публикацию отзывов доверителей и сравнение адвокатов друг с другом. Профессиональные защитники сейчас участвуют в различных рейтингах, публикуют на сайтах бюро благодарности от своих клиентов, делятся личными успешными кейсами в соцсетях. Так что это правило стоит оптимизировать под современные реалии.
Кто предлагает: Партнер КА "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов; Дмитрий Магоня, управляющий партнер юрфирмы ART DE LEX; Алена Бачинская, адвокат "S&K Вертикаль"; Михаил Кюрджев, партнер АБ "А2.Адвокаты".
Ответ ФПА: Эксперты Федеральной палаты адвокатов считают, что профессиональные защитники могут рекламировать себя и другими способами не менее эффективно: размещать сканы дипломов и других наград или информацию о своем положительном профессиональном опыте.
Ужесточить ответственность помощников и стажеров
Что изменить: Помощники и стажеры адвоката, а также другие сотрудники адвокатских образований дают подписку о неразглашении адвокатской тайны. Однако Кодекс не предусматривает наказания за нарушение упомянутого требования. Необходимо ужесточить эту норму, потому что фактически помощники имеют полный доступ к делам адвоката и могут воспользоваться такой возможностью в корыстных целях.
Кто предлагает: Алина Зеленская, адвокат национальной юридической компании "Митра"
Урегулировать онлайн-консультации
Что добавить: В последнее время все больше адвокатов начинает оказывать юридические услуги в интернете. Необходимо урегулировать такую онлайн-помощь: 1) Как правильно идентифицировать своего доверителя, чтобы соблюсти принцип "знай своего клиента". 2) Как выполнить требование о наличии соглашения с доверителем в простой письменной форме. 3) Как проверить факт конфликта интересов.
Кто предлагает: Алексей Городисский, партнер АБ "Андрей Городисский и Партнеры"
Регулировать бизнес-адвокатуру
Что добавить: Кодекс этики адвокатов не предполагает существование бизнес-адвокатуры, которая строится по принципам международных юридических фирм. В западной системе есть адвокаты-партнеры компании и различные категории адвокатов-юристов. Обсуждаемый документ не предусматривает в России такого деления, хотя оно необходимо. Стоит урегулировать и отношения по распределению денег между членами адвокатского образования. Нужны четкие правила, чтобы определять: какая часть заработанных средств идёт на нужды фирмы, а какая достанется адвокату каждой категории. Надо регламентировать и вопросы, которые связаны с управлением адвокатами-партнерами своим бизнесом.
Кто предлагает: Сергей Ковалев, управляющий партнер КА "Ковалев, Тугуши и партнеры"
Распространить требования на претендента в адвокаты
Что добавить: Кодекс профэтики распространяется только на адвоката, а не на претендента. То есть лица, которые неоднократно злоупотребляют правом, привлекались к административной ответственности и открыто в грубой форме критиковали корпорацию, могут получить статус адвоката. Так что эти правила стоит распространить и на претендента.
Кто предлагает: Алина Зеленская, адвокат национальной юридической компании "Митра"
Мнение ФПА и довольные адвокаты
Александр Орлов, заместитель председателя Комиссии ФПА по этике и стандартам, вице-президент АП Московской области констатирует, что адвокаты не слишком часто обращаются с пожеланиями изменить кодекс. Он объясняет это двумя основными причинами. Первая из них – предложения из регионов должны сначала пройти первичное обсуждение и доработку в адвокатских палатах субъектов. Второе существенное обстоятельство – необходимость соблюдения принципов юридической техники. При разработке любых изменений в кодекс требуется собрать, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую и статистическую информацию, поясняет Орлов. Упомянутые задачи относятся к компетенции ФПА и провести такую работу отдельному адвокату зачастую тяжело подчеркивает эксперт. Вместе с тем, разработка любых подобных поправок всегда носит максимально открытый характер и широко освещается внутри адвокатского сообщества, отмечает Орлов: "Каждое поступившее нам предложение анализируется и учитывается".
Среди опрошенных "Право.ru" экспертов нашлось немало тех, кто посчитал кодекс "достаточно хорошим и отвечающим вызовам времени". Такой позиции придерживается Кирилл Бельский, партнер АБ "Коблев и партнеры". КПЭА реально требует очень много от адвоката, но это стоит рассматривать как инвестиции в будущее профессии, подчеркнул Александр Боломатов, партнёр "ЮСТ". Екатерине Смирновой, партнеру ЮГ "Яковлев и Партнеры" обсуждаемый документ помог ответить на некоторые нравственные вопросы при участии в конкретных делах. Одним словом, если уже существующие этические правила будут соблюдаться, то от этого выиграют все: и адвокаты, и доверители, и суды, и следствие, резюмировал Максим Степанчук, партнер КА "Делькредере".