Вчера в Москве скончался Василий Алексанян, бывший глава правового управления и вице-президент "ЮКОСа". Последние годы он был тяжело болен, осенью 2006 года у него был диагностирован СПИД. К тому времени он уже около полугода находился в следственном изоляторе "Матросская тишина" по подозрению в хищении имущества "Томскнефти" — дочерней компании "ЮКОСа". На свободу Алексанян смог выйти только в конце 2008 года, уже неизлечимо больным, а уголовное дело против него было прекращено в июне 2010 года в связи с истечением срока давности. "Право.Ru" вспоминает историю корпоративного юриста некогда крупнейшей компании России.
После ареста Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в 2003 году Алексанян стал их официальным представителем в суде, для чего ему пришлось формально покинуть "ЮКОС" — этого требовал закон "Об адвокатской деятельности". Параллельно Алексанян вызывался на допросы в Генпрокуратуру в качестве свидетеля, которые, имея статус адвоката, мог проигнорировать, но делать этого не стал.
После того как Ходорковский и Лебедев услышали приговор по "первому делу", власть над "ЮКОСом", которому грозило банкротство, перешла к временному управляющему Эдуарду Ребгуну, действовавшему, как считается, в интересах "Роснефти". Одновременно компанией пытался управлять и лондонский офис во главе со Стивеном Тиди. По его инициативе Алексанян должен был занять должность исполнительного вице-президента и пересмотреть структуру управления активами "ЮКОСа", выстроив корпоративные связи в обход компаний "ЮКОС РМ" и "ЮКОС ЭП", которые контролировались Ребгуном. Однако за день до этого его вызвали на допрос в Генпрокуратуру, где, по словам Алексаняна, ему открыто посоветовали "держаться подальше от этой компании", а когда тот отказался, ответили, что "первый раз видят человека, который добровольно просится в тюрьму ".
Арест Алексаняна произошел 6 апреля 2006 года. Он бы инициирован прокурором Валерием Лахтиным и санкционирован судьей Симоновского райсуда Москвы Ириной Орешкиной. Задержанному были предъявлены обвинения в присвоении и растрате, легализации, а позже — в уклонении от уплаты налогов. Впоследствии сроки ареста Алексаняна неоднократно продлевались по ходатайством Лахтина и другого прокурора — Николая Власова, которые были поддержаны судьями Симоновского суда Ольгой Неделиной и Татьяной Корнеевой. Последняя, что любопытно, вела уголовное дело против Сергея Магнитского. Кроме того, арест Алексаняну продлевала и судья Басманного райсуда Елена Ярлыкова, которая вскоре лишилась мантии за то, что по ошибке освободила из-под стражи не того человека. После этого Ярлыкова занялась адвокатской деятельностью.
В сентябре 2006 года у Алексаняна обнаружили СПИД. По словам его адвоката Елены Львовой, вирус ее доверитель мог приобрести в ходе одной из операций еще до ареста. Позднее у Алексаняна были диагностированы также туберкулез и рак лимфатической системы. Состояние здоровья арестанта резко ухудшалось, он почти полностью потерял зрение, но, несмотря на это, мера пресечения изменена не была. В начале 2008 года Алекнсаняна из СИЗО перевели в больницу, впрочем, оставив его под конвоем. Этому решению предшествовали целых три предписания со стороны Европейского суда по правам человека, который предупреждал, что, если власти не проявят гуманность по отношению к Алексаняну, то их действия суд будет трактовать в контексте ст.3 Конвенции "запрет пыток".
В январе 2008 года Алексанян признался, что следователи Салават Каримов и Татьяна Русанова предлагали ему заключить сделку: показания против Ходорковского и Лебедева в обмен на свободу и лечение. Алексанян отказался.
Пытаясь обжаловать очередное решение на продление сроков ареста Алексаняна, его защита дошла до Мосгорсуда, который согласился сократить пребывание обвиняемого под стражей, но всего на один день. Решение принимали судьи Дмитрий Фомин, Анастасия Рыжова и Андрей Расновский.
Алексаняну удалось освободиться под залог лишь в конце декабря 2008 года после операции, в ходе которой у него была удалена селезенка. Ценой свободы стали 50 млн руб. — один из крупнейших залогов в истории российской судебной практики. Необходимые средства родственники собирали почти месяц. Дело против Алексаняна было прекращено лишь в июне 2010 года, когда тот явился в суд и попросил прекратить дело из-за истечения сроков давности. Обвинение возражать не стало, оставив Алексаняну чуть больше года относительно спокойной жизни.
В день смерти Василия Алексаняна "Новая газета" опубликовала список лиц, причастных, по мнению издания, к преследованию экс-юриста "ЮКОСа". Перечень достаточно широк и включает в том числе главу Мосгорсуда Ольгу Егорову и руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина. Есть в "списке Алексаняна" и пересечения со "списком Магнитского". Так, в обоих засветилась судья Симоновского райсуда Татьяна Корнеева, которая выносила приговор и другому фигуранту "дела ЮКОСа" — юристу компании и некогда подчиненной Алексаняна Светлане Бахминой.