Каковы шансы выиграть дело и во сколько это обойдется – именно эти два вопроса, как правило, первыми слышат адвокаты от своих клиентов. Сегодня юристы, отвечая на них, опираются на свое чутье и опыт, однако скоро компьютер сможет сделать это за них точнее и быстрее, считают некоторые. Журналисты Law Technology News разбирались в том, чего стоит ждать, а чего можно в ближайшее время и не дождаться.
Предсказать сценарий юридического спора возможно, утверждают специалисты. Количественное юридическое прогнозирование – самый актуальный тренд на стыке права и киберреальности – может изменить лицо юридической профессии, считают они, равно как и методики работы BigLaw-фирм, крупнейших компаний на рынке юруслуг.
Впрочем, до сих пор перед разработчиками стоит задача сбора всеобъемлющей базы юридической информации, причем в таком формате, который может быть обработан искусственным интеллектом компьютера. Если в этой сфере случится существенный прорыв, то технологию можно будет адаптировать и для более узконаправленного использования. "Однако уже сейчас юридическое прогнозирование соприкасается с теми задачами, с которыми сталкиваются юристы в каждодневной работе", — говорит Дэниэл Катц (Daniel Katz), сотрудник Мичиганского университета. Так, например, сервис E-discovery уже использует алгоритмы для того, чтобы отбирать документы, имеющие отношение к какому-либо конкретному делу. Однако это только верхушка айсберга, считает Катц. "Изменения происходят незаметно для большинства, и пока рано говорить о том, что адвокатов полностью заменят консультанты-компьютеры, однако им определенно будет делегирована весомая часть рутинной работы", — пояснил он.
Одной из компаний, рассчитывающей извлечь выгоду из компьютеризации юридической работы, стала компания TyMetrix. Она является частью корпоративного юридического сервиса, предлагаемого группой Wolters Kluwer. Аккумулировать информацию ее специалисты начали еще в 2009 году — с разрешения пользователей они собрали данные о юридических расходах на общую сумму $25 млрд. В частности, собранная статистика легла в основу сервиса Real Rate Report, который позволяет узнать средние цены на юридические услуги в той или иной стране.
Создатели TyMetrix видят своей главной целью помощь клиентам в оценке и прогнозировании размеров юридических расходов. Сервис, обещают они, со временем будет опционально расширяться. Так, например, компания планирует в скором времени запустить в работу алгоритм, который сможет анализировать от пяти и десяти заданных пользователем переменных и выдавать вероятную сумму затрат. Пользователи смогут сами оценить расходы и прикинуть вероятные сценарии, чтобы выработать наиболее экономически выгодную линию поведения, считают в TyMetrix.
Сегодня компания предлагает пользователям любопытное бесплатное приложение Rate Driver, которое прямо со смартфона рассчитает любому желающему среднюю часовую ставку любого адвоката. Алгоритм приложения учитывает несколько факторов: географию, размеры компании, в которой трудится юрист, его положение в фирме, опыт работы и специализацию. Так, например, партнер из нью-йоркской юрфирмы со штатом 550 человек и с шестилетним опытом работы в сфере финансового права обойдется клиенту в $569 в час. А вот адвокат с аналогичным послужным списком, но из фирмы, базирующейся в Северной Каролине, запросит уже $438 в час.
К сожалению, проблемой до сих пор остается размер информационных баз, которые разработчики готовы предоставить своим клиентам. Так, говоря о TyMetrix, речь идет о достаточно ограниченном массиве информации, кроме того, вся она поступает исключительно от клиентов Wolters Kluwer. "Проблема в том, что необходимо собрать большой объем данных, но многое не так-то просто раздобыть", — заметил Катц. Самым очевидным источником в таком деле кажется Pacer – база данных материалов судебных дел – однако к ней сложно получить доступ, а кроме того база платная, — пояснил Катц.
Еще одной организацией, вовлеченной в компьютеризацию юридической сферы, стал Институт Харлана (Harlan Institute) – некоммерческая организация, которая ведет ряд образовательных и просветительских проектов о деятельности Верховного суда США. Организация выросла из хобби студента юрфака и большого фаната практики Верховного суда Джоша Блекмэна (Josh Blackman). Блекмэн в 2009 году запустил веб-сайт, на котором он и еще несколько пользователей предсказывали решения этой инстанции. Ресурс, получивший название Fantasy SCOTUS, собрал немалую базу отзывов на то или иное дело, а также их анализ. По мнению Блекмэна, его подборку вполне можно было бы совместить с официальными документами из баз данных суда и "прикрутить" приемлемый алгоритм, который и будет предсказывать решения судей.
Идея Блекмэна использовать бота — программу, автоматически выполняющую за человека заданные действия – не лишена логики, однако не так проста в реализации. Авторы Lex Machina – еще одного дерзкого стартапа — десять лет провели в попытках организовать эффективную базу данных по одной юридической области – патентному праву. Патентные споры – это перспективная и крайне дорогостоящая сфера приложения юридических навыков. Интеллектуальная собственность приносит крупным корпорациям немалые доходы, и они заинтересованы в ее защите. Однако тяжбы по патентным искам, как правило, тянут за собой "хвост" из многомиллионных судебных расходов, в среднем до $5 млн за иск по одному патенту.
Система Lex Machina структурирует данные Клиринговой палаты по патентным спорам и содержит информацию более чем о 128000 дел, а также подборку 134000 адвокатских документов, материалы о судьях, юридических компаниях и сторонах по тем или иным патентным спорам. Специалисты из Lex Machina сообщили, что их инженеры и юристы потратили свыше 100000 человекочасов только на то, чтобы "разложить" информацию по категориям и темам. Однако до сих пор заключительным фильтром, через который проходят все сведения, остаются юристы Lex Machina. Если компании удастся компьютеризировать и этот этап, технология будет иметь огромное значение для юрдепартаментов крупных корпораций.