ПРАВО.ru
Актуальные темы
19 марта 2013, 16:54

Что нужно финансовой полиции: информация или власть

Что нужно финансовой полиции: информация или власть

Автор: Георгий Смирнов – кандидат юридических наук

В России и Украине о суперведомстве, борющемся с финансовыми преступлениями, заговорили почти одновременно. Только в Украине уже подписан президентский указ, а в России нет. В обеих странах эта идея вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Новое ведомство априори представляется монстром с практически неограниченными полномочиями и минимальной возможностью контроля за своей деятельностью. Сегодня мы имеем возможность рассуждать об этом на примере соседей, где создание финансовой полиции – уже решенный вопрос. Указом №128/2013 от 12 марта 2013 года президент Украины утвердил программу экономических реформ на 2010-2014 годы.

Анализ этого документа позволяет утверждать, что в целом в экономике Украины наблюдаются те же негативные тенденции, что и в российской: высокая доля теневого сектора, снижение прямых иностранных инвестиций, незаконный вывод капитала за рубеж, офшоризация, сокращение темпов роста бюджетных доходов за счет фискальных платежей, коррупция в сфере распоряжения государственным имуществом и бюджетными средствами. Общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину в 2011 году составил всего $6,1 млрд (для сравнения, инвестиции в Польшу в 2008 году – $16,5 млрд, а в Чехию – $10,7 млрд). При этом большая часть из поступивших средств — реинвестиции из офшорных юрисдикций, в первую очередь, с Кипра. 

В этих условиях неудивительно, что высшее руководство страны ужесточает борьбу с преступлениями против казны.

В пункте 102 программы правительству Украины поручается внести в Верховную раду Украины проект закона, предполагающий консолидацию в одном госоргане функций борьбы с правонарушениями в сфере государственных финансов, исключив соответствующие дублирующие функции налоговой милиции, таможенных органов, Государственной службы по борьбе с экономической преступностью МВД Украины, Департамента контрразведывательной защиты экономики государства Службы безопасности Украины, Государственной финансовой инспекции (служба финансовой разведки), отмену права органов внутренних дел проводить проверки субъектов экономической деятельности.

Разработанным в развитие этого поручения проектом закона предусматривается создание Службы финансовых расследований Украины (финансовой полиции), подчиненной непосредственно президенту. 

В соответствии со статьей 3 этого законопроекта, к основным задачам финансовой полиции будут отнесены:

1) осуществление финансового контроля за соблюдением законодательства в области государственных закупок, расходования государственных финансов, распоряжения государственным имуществом, проверка финансовой деятельности и отчетности министерств, ведомств и других государственных структур, государственных фондов, фондов социального страхования. 

2) противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

3) противодействие коррупции.

Многими экспертами уже отмечено сходство такой модели функциональной организации финансовой полиции Украины с предложенной ранее Следственным комитетом РФ компетенцией российской финансовой полиции.

Еще в начале 2012 года председатель СКР Александр Бастрыкин заявил о неэффективности действующей системы борьбы с преступлениями в сфере государственных финансов и предложил создать финансовую полицию, подчиненную непосредственно президенту РФ. Более подробно соответствующие предложения изложены в статье "Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности", размещенной в блоге Бастрыкина на официальном сайте СКР.

В статье обосновывалась необходимость объединения в одном ведомстве функций финансовой разведки и выявления финансовых преступлений методами и средствами оперативно-разыскной деятельности. На итоговой коллегии 21 февраля 2013 года председатель СКР также сообщил, что махинации в Минобороны долгое время удавалось скрывать из-за недостаточно эффективной работы органов, контролирующих расходование бюджетных средств, и предложил наделить финансовую полицию еще одной функцией – контролем за распоряжением государственным имуществом министерствами, ведомствами и другими структурами государства.

Разработчики украинского законопроекта о финансовой полиции пошли немного дальше предложений СКР и предусмотрели наделение финансовой полиции полномочиями не только в части контрольных мероприятий, финансовой разведки и оперативно-разыскной деятельности, как предлагалось СКР, но и предварительного расследования (пункт 2 статьи 9 проекта закона).

Идея создания финансовой полиции, как в России, так и в Украине вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

Кстати, наличие у украинской финансовой полиции полномочий проводить не только оперативно-разыскную деятельность, но и предварительное следствие, вызвало наибольшую критику, так как проект закона о финансовой полиции не вносил соответствующих изменений в УПК Украины, а сам уголовно-процессуальный закон не предусматривает полномочия следователей финансовой полиции.

Кроме того, сочетание в одном ведомстве функций оперативно-разыскной деятельности и предварительного расследования преступлений может привести к снижению контроля за деятельностью нового ведомства.

Как показал анализ, в России большая часть критических высказываний о финансовой полиции была аргументирована не правовыми аргументами, а доводом, что новое ведомство будет наделено какими-то особыми сверхполномочиями и не будет поддаваться контролю. При этом зачастую такие выводы основывались на догадках и недостаточно четком или правильном понимании функций нового правоохранительного ведомства.

Однако в СКР утверждают, что увеличивать потенциал нового ведомства в России планируется не путем наделения его какими-либо особыми полномочиями, а исключительно за счет повышения уровня информационного обеспечения, который сейчас не позволяет свести воедино информацию о преступлении, в результате совершения которого был получен доход (коррупционной направленности с уклонением от уплаты налогов, пошлин, сборов) и о финансовых операциях, направленных на его легализацию.