Единороссы сегодня показали себя истинными консерваторами — идею коммунистов ввести прецедентное право они убили в зародыше. Спор возник из-за законопроекта президента Владимира Путина о "едином" Верховном суде. Защищать многочисленные разъяснения ВАС единороссы тоже не стали, так как "не со многими можно согласиться", и чуть было не наделили главу "обновленного" ВС сомнительными полномочиями в вопросе наказания судей. Норма о компенсациях в 12 окладов для ушедших в отставку судей ВАС изменена, но так, что демонстративно покинувшие ВАС в октябре все равно ее не получат.
Думский комитет по госстроительству сегодня в два захода рассматривал поправки в законопроекты Владимира Путина о будущем судебной системы после упразднения Высшего арбитражного суда. Сильнее всего изменениям подвергся ключевой законопроект — "О Верховном суде РФ". За пять часов — за время между утренним и вечерним заседанием комитета — число принятых поправок в него увеличилось с 21 до 40, но принципиальных корректив не произошло — депутаты ограничились в основном исправлением технических неточностей. Не исключено, что к среде, когда Госдума будет рассматривать документ во втором чтении, парламентарии решат еще что-нибудь поправить.
Пока же, в частности, депутаты прописали, что на 12 окладов в связи с ликвидацией ВАС смогут рассчитывать судьи, прекратившие свои полномочия с 15 февраля по 1 сентября 2014 года. В законопроекте от Путина речь шла про 2013 год. Но в любом случае, в этот список судей, которым положена компенсация, не попадают демонстративно ушедшие в отставку в октябре 2013 года семь судей ВАС. Дополнительных гарантий для аппарата упраздняемого ВАС, как того просил суд, в законопроекте так и не оказалось. Не согласились в комитете и с мнением критиков реализуемого подхода, которые считают, что необходимо просто перевести действующих судей высших судов в "единую" новую инстанцию, без дополнительных отборочных процедур. Им, как и предлагал Путин, необходимо будет пройти конкурсный отбор через Специальную квалифколлегию, которая вместо ВККС займется подбором сотрудников наравне с другими кандидатами.
Депутаты чуть не ввели в стране прецедентное право
Сегодня бурную дискуссию на комитете по госстроительству с перерывом на "посоветоваться" с судами и учеными вызвала инициатива коммунистов Юрия Синельщикова, Николая Коломейцева, Владимира Бессонова — они хотели, чтобы разъяснения "единого" ВС по вопросам судебной практики стали обязательными для судов. Синельщиков настаивал, что эту норму нужно перенять из действующего закона "Об арбитражных судах в РФ" (ст.13), по которой пленум ВАС принимает постановления, обязательные для арбитражных судов.
- Через эту поправку мы выходим на формирование прецедентного права? — удивился глава комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин и заметил, что это превратится в источник права. — Обычно мы эти отношения регулируем федеральными законами, [по предложенному подходу] разъяснения в этой части могут замещать [их], — рассуждал Плигин.
- Могут, — согласился Синельщиков. — Но федеральный закон выше. Но ВС не будет формировать ту нормативную базу, которая входит в компетенцию законодателя. Он в рамках того, что определил законодатель, будет давать толкование, разъяснения. Там, где есть пробел, — рассуждал коммунист, — ВС конкретизировать ничего не сможет, ему придется выходить на законодателя.
- Если мы выйдем на эту формулу, то получится, что в ряде случаев и на долгий период, и не обязательно с нашим участием, будет урегулирован целый ряд вопросов, — возразил Плигин. — То есть фактически мы начнем формировать рядом с федеральным законодательством новый блок, практически равный по уровню федеральным законам.
- Кстати, арбитражный суд этим и занимался, — заметил единоросс Вячеслав Лысаков.
Аргумент Бессонова и Синельщикова, что они лишь предлагают сохранить действующую норму, был отвергнут. "Нельзя согласиться, что [подход] был правильным", — убеждал коммунистов единоросс Владимир Поневежский. Его коллега по фракции Вячеслав Лысаков напоминал, что в ВАС "зачастую это была подмена законотворчества". Глава комитета Владимир Плигин, в свою очередь, обратил внимание на то, что идея коммунистов отличается от действующей нормы в законе "Об арбитражных судах в РФ". "[В нем говорится, что] постановления пленумов являются обязательными. Здесь речь идет о разъяснениях", — говорил он. Кроме того, напомнил Плигин, в ст. 126 Конституции говорится, что ВС "дает разъяснения по вопросам судебной практики".
Выяснить, что думают по поводу инициативы коммунистов высшие суды, так и не удалось. "Мы уважаем позицию судов. Они не хотели бы в обсуждении этого вопроса участвовать чисто этически", — сказал позже Плигин.
Судьба разъяснений ВАС
Не нашла понимания в комитете по госстроительству идея Коломейцева, Синельщикова и Бессонова сохранить действие практики из постановлений, информационных писем президиума ВАС. Единоросс Дмитрий Вяткин боялся отхождения от цели изменения Конституции создания единого ВС — единообразного применения закона. Его поддерживал Владимир Поневежский, говоря, что "не со многими решениями пленума ВАС можно согласиться".
В число отклоненных попало и предложение эсера Александра Агеева о переименовании арбитражных судов в экономические. "Полагаю, вряд ли стоит с этим согласиться. Это несколько иное наполнение получается", — объяснил Владимир Плигин. Спорить с ним никто не стал.
Перетягивание полномочий главы ВС
Не прошло и предложение Синельщикова, Бессонова и Коломейцева ограничить роль главы "единого" ВС в работе дисциплинарной коллегии, которая должна появиться вместо Дисциплинарного судебного присутствия, созданного во времена президентства Дмитрия Медведева. Кандидатов в члены дисциплинарной коллегии должен выдвигать не глава ВС, как предложил Путин, а сами судьи ВС должны изъявлять желание войти в нее, настаивали коммунисты. Избирали бы шесть членов на Пленуме ВС тайным голосованием на три года, как и предлагал Путин, но занимать эту должность можно было бы не более двух раз подряд. При этом главе "единого" ВС было бы запрещено, по задумке коммунистов, входить в состав дисциплинарной коллегии.
- Лично мне не нравится, что мы исключаем председателя ВС из этой работы, — возражал единоросс Дмитрий Вяткин. — С моей точки зрения, он как раз может и обязан присутствовать в этой дисциплинарной коллегии, а может быть, ее и возглавлять. Нужно оставить, как есть.
После заседания комитета Плигин уточнил журналистам, что глава ВС все равно не будет входить в состав этой коллегии. По законопроекту, за главой ВС сохраняется право обращаться в дисциплинарную коллегию с требованием наказать нерадивого судью, если региональная ККС отказала главам местных судов. Он и Вяткин заметили, что решения дисциплинарной коллегии можно будет обжаловать, как и любое решение другой коллегии ВС. Сейчас решения Дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными.
Новая порция законопроектов от Путина
Судьба жалоб в упраздняемое ДСП определяется также в новом пакете законопроектов от Владимира Путина, которые он внес в Госдуму в прошлую субботу. В них говорится, что все поступившие жалобы, в том числе находящиеся в производстве, передаются в специализированную коллегию ВС с момента упразднения ДСП (через полгода после вступления в силу изменений в Конституцию).
Пакет документов содержит техническую правку множества законов — из них устраняется всякое упоминание о ВАС. Например, указывается, что в федеральном бюджете средства на финансирование закладываются на работу ВС и Конституционного суда, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при ВС. Последний займется организационным обеспечением не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов. Решается и вопрос с определением размера "зарплат" арбитражных судей, который сейчас рассчитывается от оклада председателя ВАС. Теперь ориентиром будет служить оклад главы "единого" ВС, который, как и сейчас у глав ВС и ВАС, будет равен 98% от оклада председателя КС.
"Арифметически" Путин подошел к вопросу определения числа представителей "единого" ВС на Всероссийском съезде судей. Сейчас там присутствуют по 10 судей от высших судов, а будет 10 от КС и 20 от "единого" ВС, число представителей от арбитражных судов и судов общей юрисдикции разных уровней не меняется. Аналогичным подходом разрешен вопрос представителей высших судов в ВККС и Совете судей. Там было по два представителя от ВАС и ВС, а будет четыре от "нового" Верховного суда.
С текстом законопроекта Законопроект № 409207-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 409189-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 409194-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.