ПРАВО.ru
Must-read
18 октября 2022, 8:11

Плюсы и минусы ноу-хау: когда выгодно вводить секрет производства

Плюсы и минусы ноу-хау: когда выгодно вводить секрет производства
Многие знают, что такое изобретение и товарный знак. А секрет производства, или ноу-хау, часто обделяют вниманием, хотя у этого объекта интеллектуальной собственности есть свои плюсы и он тоже может быть полезен бизнесу. Эксперты отметили, что для ноу-хау не нужна госрегистрация, а еще он позволяет надолго сохранить монополию в отличие от патента. Но с секретом производства могут возникнуть и проблемы, например из-за небрежного отношения сотрудников компании к защищаемой информации.

Что такое ноу-хау

Секрет производства, или ноу-хау, — это информация о результатах интеллектуальной деятельности (РИД) в научно-технической сфере и способах профессионального труда. При этом такие сведения недоступны посторонним.

Например, в одном из популярных ресторанов быстрого питания McDonald’s есть уникальный рецепт соуса для «Биг Мака». После того как российский бизнес компании перешел к сети «Вкусно — и точка», там перестали готовить это блюдо. Причина в том, что технологи знали примерные ингредиенты соуса, но им не были известны пропорции, поскольку это секрет фирмы. 

«Размытие» товарного знака, творческий вклад и другие проблемы «интеллектуалки»

Павел Ариевич, советник практики интеллектуальной собственности и технологий Denuo Denuo Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Энергетика 2место По выручке 4место По выручке на юриста 8место По количеству юристов Профайл компании , отмечает, что в секрет производства фирмы включают разные принадлежащие им ценные сведения. В компаниях, занимающихся едой и напитками, это рецепты приготовления блюд, а в промышленных организациях — научно-технические сведения, относящиеся к самым разным технологиям от выплавки металла до построения турбин. Еще в ноу-хау можно включить практики менеджмента и взаимодействия между подразделениями, разного рода стандарты качества и внутренние инструкции. Более того, в ноу-хау вполне могут попадать и коммерческие условия по заключаемым компанией сделкам, говорит эксперт.

Карина Анненкова, юрист КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании , приводит пример из практики, когда компания обратилась к юристам, чтобы признать ноу-хау анкеты, которые используют для отбора тренеров в команду. 

Как ноу-хау связан с коммерческой тайной

Чтобы обеспечить конфиденциальность сведений ноу-хау, в компании можно ввести режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК). Однако Екатерина Тиллинг, глава практики интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы BIRCH LEGAL BIRCH LEGAL Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Энергетика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании , отмечает: согласно п. 144 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 вводить режим коммерческой тайны для ноу-хау не обязательно.

Режим коммерческой тайны эффективен, когда возникнет спор о праве на ноу-хау. Документально подтвержденный факт введения такого режима в отношении ноу-хау будет свидетельствовать, что правообладатель принял действительно разумные меры, чтобы сохранить свой секрет производства.

Екатерина Тиллинг

Данные коммерческой тайны шире исключительно ноу-хау. Секрет производства — ценные сведения о результатах интеллектуальной деятельности, а к коммерческой тайне относится любая информация, доступ к которой ограничен. Она необязательно будет объектом интеллектуальной собственности. В отношении же секрета производства действует исключительное право: тот, кто обладает им, может использовать ноу-хау по своему усмотрению и получать от этого выгоды, если это не противоречит закону.

Зачем компаниям вводить ноу-хау: достоинства секрета производства

Анненкова отмечает, что компания, которая оформила ноу-хау, может:

  •   продать секрет производства третьему лицу;
  •   выдать лицензии на право его использовать;
  •   внести его как вклад в сотрудничество с другим предпринимателем по договору о совместной деятельности;
  •   получить компенсацию убытков с человека, который недобросовестно использовал ноу-хау.

При этом Владислав Рябов, старший юрист практики интеллектуальной собственности Lidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Энергетика группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 10место По выручке на юриста 17место По выручке 26место По количеству юристов , обращает внимание, что как ноу-хау можно охранять намного больше объектов, чем при патентах. В качестве секрета производства по большому счету можно защитить абсолютно любую коммерчески ценную информацию. А изобретение должно соответствовать условиям патентоспособности: новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень.

Ноу-хау позволяет сохранить монополию на долгое время, а изобретение перейдет в общественное достояние через 20 лет. Причем не с даты получения патента, а со времени подачи заявки в патентное ведомство.

Владислав Рябов

Как пример ноу-хау, эксперт приводит опыт компании «Кока-кола», которая сохраняет рецепт своего напитка в тайне уже более 150 лет.

Из достоинств Тиллинг отмечает еще то, что у ноу-хау неограниченная территория охраны. Каждый патент действует только на территории государства, где запросили его защиту. Для ноу-хау таких ограничений нет, обращает внимание эксперт. 

Помимо этого, Анненкова к плюсам секрета производства относит простоту его оформления. 

Чтобы возникло исключительное право на ноу-хау, не нужна госрегистрация. Достаточно идентифицировать сведения, которые соответствуют признакам ноу-хау. Если же компания хочет дополнительную защиту, она может ввести в отношении своего секрета производства режим коммерческой тайны.

Карина Анненкова

Регистрировать лицензионный договор о передаче исключительных прав или предоставлении права использования ноу-хау тоже не нужно. Тем не менее если в процессе работы предприниматель изобрел что-то принципиально новое, например книгу, которая читает сама себя, то надо оформлять патент, считает Анненкова. Если же написали новую программу или мобильное приложение, их лучше зарегистрировать в реестре программ для ЭВМ Роспатента. Это нужно, чтобы авторство и право зарабатывать не украли конкуренты, обращает внимание юрист.  

Проблемы и недостатки ноу-хау

Анастасия Сивицкая, адвокат, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Частный капитал Профайл компании , отмечает, что минус ноу-хау — ситуации, когда засекреченную информацию узнали третьи лица. В этих случаях режим секрета производства перестает действовать. Правообладатель автоматически теряет исключительное право.

Несмотря на меры, которые принимают компании к охране секретов производства, к сожалению, человеческий фактор — большой риск. Исключить вероятность, что сотрудник разгласит секрет производства, крайне сложно. Кроме того, не исключен и так называемый промышленный шпионаж со стороны конкурентов.

Анастасия Сивицкая

Эксперт рассказывает, что в ее практике бывали случаи, когда сотрудники компании после увольнения открывали сходный бизнес и использовали секреты производства бывшего работодателя. 

Пеппа, Баста и японский Чебурашка: интересные дела в интеллектуалке

Пример, когда бывший сотрудник разглашал секреты фирмы и компания решила привлечь его к ответственности, — иск Apple к ее бывшему сотруднику Саймону Ланкастеру. Он работал в компании с 2008 по 2019 год. Ланкастер проектировал продукты и внедрял новые материалы. С 2018 года он сотрудничал с журналистом, которому передавал информацию о новых разработках Apple взамен на статьи по продвижению его стартапа. В марте 2021-го компания подала иск к бывшему сотруднику за разглашение информации, которая входила в коммерческую тайну. Как пишет ТАСС, Apple заявила: «Мы очень серьезно относимся к умышленной краже этим человеком наших коммерческих секретов, нарушению нашего этического кодекса и нашей политики ради персональной выгоды. Мы сделаем все что в наших силах, чтобы защитить наши инновации». О дальнейшей судьбе этого дела в открытых источниках пока не удалось найти информацию.

Еще одна трудность, по мнению Юрия Халимовского, директора департамента налогов и права Деловые Решения и Технологии Деловые Решения и Технологии Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Комплаенс группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Санкционное право группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал , в том, что нет оперативных средств защиты прав на ноу-хау, если нарушают режим конфиденциальности. Судебные процедуры не позволяют быстро пресечь угрозу или прекратить начавшееся нарушение прав. Они направлены в основном на фиксацию убытков, отмечает Халимовский. 

Кроме того, на ноу-хау нет правовой монополии, обращает внимание эксперт. То есть любой может сам создать или получить от третьих лиц такой же объект и использовать его. Как пример, Анненкова приводит ситуацию, когда другая школа ораторского мастерства на своем опыте тоже разработает методику обучения ораторскому искусству, не узнавая секрет у конкурента. Тогда у этой школы будут самостоятельные права на свое ноу-хау. Пусть даже обе техники обучения абсолютно одинаковы.

Иван Кайсаров, старший юрист Versus.legal Versus.legal Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) Профайл компании , обращает внимание на психологическую проблему. Пока в России далеко не всегда ноу-хау воспринимают серьезно. Из-за такого отношения возникают утечки. И даже не в результате злого умысла, а из-за небрежного отношения работников к секретности таких сведений. 

Задача обладателей ноу-хау — стараться проводить разъяснительные кампании о важности таких сведений и обеспечивать их конфиденциальность.

Иван Кайсаров

Как правильно оформить и защитить ноу-хау
  • Определить сведения, которые компания будет охранять как ноу-хау.
  • Зафиксировать локальным актом компании, что та или иная информация — секрет производства.
  • Приложить инструкцию о том, как сотрудники должны использовать засекреченную информацию, и перечислить тех, кого к ней допускают.
  • Донести до сотрудников информацию, что введен режим секрета производства и ознакомить их с документацией под подпись.
  • Поставить гриф «Секретно» на самой документации.

Через режим коммерческой тайны:

  • Определить информацию, которая будет коммерческой тайной.
  • Разработать и утвердить положение о коммерческой тайне.
  • Издать приказ о введении режима коммерческой тайны за подписью руководителя организации.
  • Защитить ее «физически»: закрыть шкафы на замок, ограничить доступ к облачному хранилищу. 
  • Прописать порядок доступа работников и контрагентов к коммерческой тайне. В договоры с ними обязательно включить пункт о неразглашении.
  • Вести учет лиц, которые получили доступ к тайне.
  • Пометить грифом «Коммерческая тайна» с указанием наименования и адреса обладателя материальные носители с тайной — договоры, учебные материалы, бухгалтерские документы.

В целом алгоритмы введения режима коммерческой тайны или секрета производства похожи. Отличие в том, что первая дает дополнительные гарантии защиты. Можно привлечь к уголовной ответственности того, кто рассекретил тайну по ст. 183 УК о незаконном получении и разглашении сведений.