ПРАВО.ru
Практика
28 декабря 2023, 10:09

Выделить доли и подсчитать контрафакт: главное в интеллектуалке за ноябрь

Выделить доли и подсчитать контрафакт: главное в интеллектуалке за ноябрь
Верховный суд опубликовал в последний месяц осени обзор о товарных знаках. Документ объясняет, какого правообладателя можно признать недобросовестным. Еще СКЭС не согласилась с тем, что объем контрафакта можно посчитать с помощью сайта нарушителя. Ответчик настаивал, что в интернет-магазине были лишь компьютерные модели товара, а само изготовление шло после оформления заказа. В Госдуму внесли новеллу о праве выделения доли в исключительном праве. Законопроект уже прошел первое чтение.
1
Разъяснения от Верховного суда

Одно из ключевых событий ноября для отрасли — это публикация обзора практики Верховного суда о товарных знаках, считает Павел Оськин, юрист практики «Интеллектуальная собственность» Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Документ содержит 17 правовых позиций, которые в основном касаются вопросов квалификации тех или иных действий правообладателей товарных знаков с точки зрения их добросовестности, объясняет Алексей Грядов, старший юрист Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) Профайл компании

В делах о защите прав на товарные знаки часто можно встретить аргументы сторон о злоупотреблении и недобросовестном поведении. Поэтому принятие обзора важно для единообразия при разрешении подобных споров, считает Василий Зуев, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Интеллектуальный капитал Интеллектуальный капитал Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) В обзоре ВС отметил: даже если правообладатель не использует товарный знак, но обращается за судебной защитой, это не говорит о недобросовестности. 

Важно учитывать, по каким причинам знак не используется, обстоятельства и цели приобретения прав на товарный знак, последующее поведение правообладателя. Только совокупность этих обстоятельств свидетельствует о добросовестности либо недобросовестности правообладателя товарного знака.

Василий Зуев

В числе важных позиций обзора Оськин называет пункты 7 и 8. В приведенных в них делах как злоупотребление квалифицируют действия по регистрации товарного знака, похожего на тот, что широко известен среди потребителей.

По словам эксперта, теперь у правообладателя бренда с международной регистрацией есть возможность расширить правовую охрану своего обозначения на территории России путем подачи возражения против охраны похожего товарного (после признания правообладателя недобросовестным) и преодоления запрета, установленного п. 6 ст. 1483 ГК («Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака‎»).

Вероника Попеленская, адвокат, патентный поверенный АБ Андрей Городисский и партнеры Андрей Городисский и партнеры Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Трудовое и миграционное право , обратила внимание, что в ноябре Президиум ВС утвердил и общий обзор судебной практики, третий по счету в этом году (подробнее — «Верховный суд опубликовал третий обзор практики за 2023 год»). Документ в большей степени касается других отраслей права, но один пункт посвящен важной проблеме авторских прав, говорит Попеленская. ВС указал, что сообщение произведения в эфир, его переработка и использование в составе сложного объекта — это самостоятельные способы использования произведения. На каждый из них нужно получать разрешение у правообладателя.

2
Правообладатели смогут договориться о долях

8 ноября в Госдуму внесли законопроект о выделении долей в исключительном праве. Установление на законодательном уровне такой возможности имеет большое практическое значение: договоры о совместном обладании заключались уже достаточно давно и успешно регулировали отношения между сообладателями, считает Ирина Ахмедова, руководитель практики интеллектуальной собственности и персональных данных Клифф Клифф Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 48место По выручке Но когда дело доходило до третьих лиц, например банков, где пытались получить кредит под залог исключительного права, такие договоры вызывали большие вопросы. В конечном счете кредитные организации отказывали в займе. 

По словам Ахмедовой, отсутствие регулирования долей негативно проявлялось и в других ситуациях. Это усложняло процесс привлечения инвестиций и затрудняло использование и управление результатами интеллектуальной деятельности несколькими сообладателями. Эксперт считает, что принятие закона снимет большинство из этих проблем.

Сейчас проект прошел первое чтение. 

3
Как подтвердить объем контрафакта

У предприятия ГАЗ есть общеизвестный товарный знак «Бегущий олень / ГАЗ». На сайте ИП Левченко и фирма «Всемаркет» предлагали изготовить футболки с этим обозначением. Поэтому завод обратился к ним с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительного права. Истец требовал присудить ему 3,2 млн руб. Эту сумму предприятие рассчитало исходя из двукратной стоимости каждой модели, которую предлагали купить в интернет-магазине. При этом ГАЗ учел все предлагаемые цветовые варианты и размеры в каждой категории товара. В подтверждение заявитель представил скриншот каталога сайта.

Три инстанции иск удовлетворили. 28 ноября дело рассмотрел Верховный суд. Он прислушался к доводам ответчиков, что через сервис размещают только предложения о продаже. На момент заказа изображенного товара не существует как вещи, он изготавливается под каждого покупателя. А на сайте показаны лишь компьютерные модели футболок. Экономколлегия указала, что нижестоящие инстанции не исследовали механизм работы портала и не оценили доводы Левченко и «Всемаркета». А без обоснования взыскиваемой суммы и подтверждения конкретного количества контрафакта суды не могли удовлетворить требование (дело № А45-4790/2022).

4
Маркетплейс не отвечает за незаконное использование бренда

«Детский мир» узнал, что на сайте «Яндекс Маркет» продавали товары под брендами, сходными с товарными знаками компании. В ответ на претензию «Яндекс» начал внутреннюю проверку и прекратил публикацию объявлений. Но «Детский мир» все же обратился в суд. Заявитель требовал взыскать компенсацию за незаконное использование товарных знаков (10 млн руб.). Первая инстанция, а потом и апелляция отказали в иске. 

Суды посчитали, что требование предъявили к ненадлежащему ответчику. «Яндекс» не производил товары, а был лишь информационным посредником, то есть давал продавцам возможность публиковать объявления на маркетплейсе и вести предпринимательскую деятельность. В ноябре дело дошло до Суда по интеллектуальным правам. Он поддержал эти выводы и подчеркнул, что ответчик не знал и не мог знать о нарушении исключительных прав «Детского мира» до получения претензии. А после ее направления сделал все возможное для устранения нарушений (дело № А40-132902/2022).

5
Затянувшийся спор о сходстве обозначений

23 ноября кассация рассмотрела спор о сходстве товарных знаков Fanta и «Фантола». Все началось с того, что The Coca-Cola Company посчитала обозначение «Фантола» до степени смешения похожим на охраняемый с 1966 года бренд Fanta с точки зрения графики и фонетики. В 2021 году Палата по патентным спорам отказалась удовлетворять заявление The Coca-Cola Company, которая пыталась оспорить шесть товарных знаков. Тогда иностранная компания обратилась в суд, чтобы признать недействительным решение Роспатента.

Изначально первая инстанция удовлетворила иск, но позже Президиум СИП отменил это решение и вернул дело на новое рассмотрение. Во второй раз суд оставил заявление иностранной компании без удовлетворения. И Президиум с этим согласился.

Спор интересен тем, что каждая из сторон представила результаты своего социологического опроса в Роспатент, говорит Екатерина Попонина, патентный поверенный, старший юрист по IP спорам Versus.legal Versus.legal Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Цифровая экономика группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Экологическое право группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 9место По количеству юристов 29место По выручке на юриста 32место По выручке Профайл компании По ее словам, в целом такие доказательства в IP-спорах по сходству очень важны, они могут существенно повлиять на исход дела. Когда обе стороны делают свои опросы, то «‎забраковать» одно из доказательств помогают нарушения в их проведении. Но здесь их не выявили, а потому спор разрешили на основании формальных отличий фонетики, графики и семантики, объяснила Попонина.
6
Нарушение прав на товарный знак ушедшей из РФ компании 

Немецкая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI подала иск к бывшему российскому активу «ОБИ франчайзинговый центр» (дело № А41-94701/2023). Иностранная фирма требует запретить некогда дочерней компании использовать товарные знаки. 

Еще иностранная компания попросила принять обеспечительные меры: запретить ответчику и третьему лицу, регистратору доменных имен «Региональный сетевой информационный центр», совершать в отношении домена obi.ru действия для прекращения прав администрирования «ОБИ франчайзинговый центр» или передачи сведений о домене obi.ru другому регистратору. 13 ноября АС Московской области частично удовлетворил требования об обеспечении. Сам же спор еще не рассмотрели.

Ахмедова заметила, что немецкая OBI, как и многие другие компании, заявила о прекращении работы в России еще в марте 2022 года, при этом бизнес-активы перешли к российским собственникам. По ее словам, дело интересно в контексте тонкостей использования интеллектуальной собственности ушедших компаний.

OBI, заявив об уходе из России и передав активы, все равно защищает свои товарные знаки и не дает экс-партнеру использовать это имя. В рамках текущего правового регулирования OBI права: никто не вправе без согласия правообладателя использовать его товарные знаки, включая доменное имя. Скорее всего, суд полностью удовлетворит иск.

Ирина Ахмедова

7
Заморозили товарные знаки из-за санкций

В ноябре министр экономического развития Максим Решетников рассказал о соотношении иностранных и российских зарегистрированных прав на интеллектуальную собственность. Из 860 000 товарных знаков в Роспатенте 490 000 числятся за отечественными компаниями и физлицами. Решетников отметил, что с 2022 года число прав на интеллектуальную собственность российского происхождения увеличилось на 30%. То есть такая тенденция наметилась после ухода иностранных компаний из РФ.

Ситуация отразилась и на брендах российских подсанкционных компаний. В начале ноября стало известно, что Управление по взысканию долгов Финляндии конфисковало более 40 прав на товарные знаки и промышленные образцы компаний, на которые наложены санкции. Ведомство наложило арест на интеллектуальную собственность управляющей компании телеканала Russia Today, Сбербанка и оружейного холдинга «Калашников». Кроме того, регулятор конфисковал логотип «Яндекса». Корпорация не находится под санкциями, но они введены в отношении основателя Аркадия Воложа.

Причиной такого решения финских властей стали обновленные разъяснения Еврокомиссии о конфискации имущества. Теперь туда включены патенты и товарные знаки.