ПРАВО.ru
Пленум ВС
19 декабря 2023, 15:54

Пленум ВС одобрил реформу банкротного процесса: что изменится

Пленум ВС одобрил реформу банкротного процесса: что изменится
Пленум Верховного суда представил новый проект реформы банкротного законодательства, одобрил его и скоро внесет в Госдуму. В нем много важных изменений, самое заметное из которых — упрощенный порядок рассмотрения большинства обособленных споров в рамках дел о несостоятельности. По задумке ВС суды должны включать требования в реестр и распределять судебные расходы без проведения заседания. Также законопроект меняет правила обжалования определений и закрепляет некоторые сложившиеся в судебной практике подходы.
1
Повышение порога долга для банкротства компаний

ВС предлагает поднять нижнюю сумму долга, при которой возможно банкротство юридического лица. Сейчас порог составляет 300 000 руб., Верховный суд хочет увеличить его до 2 млн руб. Для специальных субъектов (сельскохозяйственные предприятия, стратегические предприятия и организации, естественные монополии) порог предлагается поднять с 500 000 до 3 млн руб. 

В качестве одного из обоснований такого изменения ВС указывает на необходимость пресечения злоупотреблений со стороны аффилированных кредиторов. Они возбуждают дела о банкротстве на основании вступившего в законную силу судебного акта по упрощенному или приказному производству, что позволяет им предложить кандидатуру арбитражного управляющего и получить контроль над делом о банкротстве во вред независимым кредиторам.

Кроме того, такое изменение позволит «восстановить утраченную логику законодательного регулирования» и вернуть экономически обоснованную дифференциацию порогового значения для различных категорий должников. Ведь сейчас долга сумма для судебного банкротства граждан выше, чем для компаний.

2
Упрощение обособленных споров

Второе важное изменение ВС характеризует как «упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что процент обжалования определений о включении требований кредиторов в реестр и о продлении процедуры несостоятельности «крайне незначителен» и «носит фактически бесспорный характер». При этом закон требует, чтобы при принятии таких определений соблюдались все установленные правила о назначении и проведении заседания, об уведомлении сторон о заседании и об отправке копий определений участникам спора.

ВС считает, что можно обойтись и без этого, и предлагает расширить применение так называемого документарного судопроизводства. 

Судья, если участвующие в деле лица не возражают, сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения. Это нововведение касается нескольких категорий обособленных споров: 

  • О включении требований в реестр. В этой части ВС отказывается от идеи переложить обязанность по рассмотрению требований кредиторов на арбитражных управляющих, соответствующий законопроект отзывают из Госдумы (об этом ниже).
  • Об освобождении арбитражного управляющего по его заявлению от возложенных на него обязанностей.
  • О распределении судебных расходов по делу о банкротстве.
  • Об утверждении процентного вознаграждения управляющего до 1 млн руб.
  • Об истребовании документации и ценностей компании-должника.

При рассмотрении спора в таком порядке арбитражный суд может назначить судебное заседание с вызовом участников спора по своей инициативе или по мотивированному ходатайству участников дела о банкротстве. По общему же правилу споры об обоснованности требования кредитора должны рассматриваться по истечении 30 дней после подачи им заявления.

Если управляющему или кредитору станет известно о необоснованности требования кредитора, то они могут обжаловать определение суда в течение трех месяцев с момента, когда им стало или должно было стать известно о пороках требования. При обжаловании «резолютивного» определения суд должен будет в течение пяти дней изготовить мотивировку. После ее изготовления у участников процесса будет 15 дней на подачу апелляционной жалобы.

3
Унификация обжалования

Действующие редакции АПК (ст. 223) и закона «О банкротстве» (ст. 61) предполагают три режима обжалования «банкротных» определений, отмечает ВС.

В связи с этим законопроект предусматривает унификацию порядка обжалования. Вводится единый месячный срок на апелляционное обжалование всех определений. Кроме того, участникам процесса предоставят возможность обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров «за незначительным исключением».

4
Несоразмерное вознаграждение управляющего

ВС предлагает закрепить в законе собственную позицию о возможности снижения процентного вознаграждения арбитражного управляющего, которую суд неоднократно высказывал в последнее время (дело «Волжского терминала», обзор практики об управляющих). 

Формулировка предлагается такая: «В исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства».

5
Банкротство супруга

ВС предлагает дополнить закон «О банкротстве» положением о том, что супруг и бывший супруг банкротящегося гражданина автоматически приобретают статус участника дела о несостоятельности.

Кроме того, в законе предусмотрят право арбитражных управляющих получать информацию об имуществе, счетах и вкладах супруга банкрота. Про бывших в этом пункте речи не идет.

6
Что еще изменится: одной строкой
  • Кредиторы вправе предъявить требования к ликвидируемому должнику в течение двух месяцев с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
  • Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении конкурсного производства или реализации имущества гражданина.
  • Возражения относительно требований кредиторов могут быть заявлены лицом, не имеющим объективной возможности предъявить требования к должнику, но обосновавшим вероятность их предъявления в будущем.
7
Вступление поправок в силу

Поправки должны вступить в силу со дня их официального опубликования в качестве федерального закона.

Положения о порядке рассмотрения обособленных споров будут применяться ко всем заявлениям, предъявленным после вступления в силу новой редакции закона о банкротстве. Дата введения процедуры несостоятельности в расчет браться не будет.

Новый унифицированный порядок обжалования будет применяться ко всем судебным актам, принятым после вступления поправок в силу.

Представлявшая законопроект председатель экономколлегии Ирина Подносова подчеркнула: некоторые замечания, высказанные Минюстом относительно поправок, будут учтены уже при работе над принятием поправок в Госдуме.

8
Корреспондирующий отзыв

Одновременно с этим из Госдумы отозвали застрявший на этапе второго чтения законопроект № 598603-7, который ВС внес еще пять лет назад. Тогда ВС предложил переложить на арбитражных управляющих функцию включения требований кредиторов в реестр банкрота без судебного решения. 

В официальном отзыве правительства говорилось, что законопроект наделяет арбитражных управляющих правом не только включать в реестр бесспорные требования кредиторов, но и фактически выполнять работу судов: рассматривать возражения, принимать решения о процессуальной заинтересованности лица и его доступе к процессуальным действиям. Кабмин посчитал, что это может привести к нарушению прав должников и кредиторов, после чего потребовал доработать поправки.

Источник: постановление Пленума ВС «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».