ФАС разработала законопроект о создании государственной информационной системы «Антикартель». Она будет работать на основе искусственного интеллекта, с помощью которого будет ежедневно и автоматически анализировать торги и применять к ним рискориентированный подход. Систему планируют объединить с другими информационными сервисами и базами госорганов и юридических лиц.
По мнению ведомства, «Антикартель» позволит исследовать и анализировать данные по всем закупочным процедурам, чтобы сократить число направляемых запросов и сэкономить бюджет за счет «декартелизации госзакупок и создания конкурентных условий для участников торгов».
Идея создания системы, которая мониторила бы торги и выявляла те, где есть признаки нарушения, не новая, рассказывает юрист антимонопольной практики Мария Бардина. Впервые ФАС объявила о создании такого инструмента в 2018 году, назвав его «Большой цифровой кот». Позже разработка трансформировалась в систему «Антикартель», которая сейчас применяется антимонопольщиками.
Новая система будет масштабнее, предполагает Бардина. Помимо интеграции с другими информационными системами и базами данных, она будет собирать статистику о рисках и выявленных нарушениях в разбивке по регионам, отраслям и заказчикам, отображая в табличном виде и на интерактивной карте.
Предполагается, что ГИС «Антикартель» будет анализировать все закупки по отдельным показателям нарушения антимонопольного законодательства. Скорее всего, это увеличит число выявленных нарушений, поскольку избежать внимания регулятора не удастся.
Антимонопольная служба предложила установить административную ответственность для участников торгов, которые умышленно предоставляют недостоверные документы, подтверждающие опыт или оценку заявки. Такие сведения ФАС порой расценивает как сговор с заказчиком и включает организацию в реестр недобросовестных поставщиков. Ведомство пояснило, что «подложный опыт» влияет на итоги конкурса, лишая добросовестных участников возможности победить в честной и конкурентной борьбе.
При этом ФАС разработала реестр недостоверных сведений. В нем есть информация об участниках, реквизитах договора и его предмете. По мнению ведомства, механизм поможет заказчикам при рассмотрении и оценке заявок.
Сейчас участника, предоставившего поддельные сведения, можно привлечь по ч. 5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»), тогда результаты закупки признают недействительными, а контракт — ничтожным.
Советник антимонопольной практики Мария Кот отмечает, что вносимые изменения нельзя рассматривать как инновационный шаг, поскольку вопросы госзакупок регулируют международные нормы, например Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Так п. 13 приложения № 25 к Договору о ЕАЭС предусмотрено: одним из оснований для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков является представление недостоверной информации. К тому же существование реестра недобросовестных поставщиков должно быть предусмотрено на уровне национального законодательства стран-участниц.
Расширение инструментария ФАС снизит риски заказчиков, связанные со злоупотреблениями поставщиков, что в итоге повысит эффективность и результативность госзакупок.
В феврале 2022 года ФАС выдала «Северстали» предписание и назначила штраф 8,7 млрд руб. Сталелитейная компания вместе с НЛМК и ММК устанавливала и поддерживала монопольно высокую цену на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке. «Северсталь» повысила цены, из-за чего прибыль выросла в три раза относительно показателей 2019–2020 годов.
В январе АСГМ поддержал антимонопольную службу (дело № А40-79261/2022), но компания обжаловала решение. В апелляции стороны смогли прийти к компромиссному соглашению, и в конце мая 9-й ААС утвердил мировое. По ходатайству «Северстали» суд закрыл рассмотрение дела, поэтому условия договоренностей неизвестны. «Ведомости» писали, что компании удалось снизить штраф с 8,7 млрд до 900 млн руб.
Теперь мирно урегулировать спор с ФАС хотят Магнитогорский (дело № А40-88843/2022) и Новолипецкий (дело № А40-79809/2022) комбинаты. Размер штрафа для ММК составляет 8 млрд руб., НЛМК — 6,4 млрд руб.
ФАС выявила сговор среди продавцов наушников на маркетплейсах. С 2023 по 2024 год участники картеля увеличивали цены и отслеживали конкурентов, не поддержавших это решение: выкупали у них товар с доставкой в удаленные и заграничные пункты выдачи, где продукцию никто не забирал. Еще они занижали рейтинг конкурентов на ведущих площадках, оставляя негативные отзывы.
Как выяснила служба, нарушители координировали свою деятельность через чат в мессенджере. Чтобы подтвердить, что цены повышали синхронно, регулятор провел сравнительный анализ стоимости беспроводных наушников на маркетплейсах. В итоге скачок цен совпал с периодом и датами соответствующих сообщений в общем чате продавцов.
Выявление картельных сговоров на маркетплейсах относительно новая практика для ФАС. По статистике, обычно картели выявляют на торгах, а не на товарных рынках.
Особенность картелей на маркетплейсах заключается в специфике онлайн-торговли, которая порождает много легальных технологических решений, приводящих к недобросовестным практикам, рассуждает Павлухина. По мнению эксперта, речь идет не только о синхронном повышении цены, но и о деструктивных действиях в отношении конкурентов.
Желание конкурентов договориться зависит и от конкретной цифровой площадки. Павлухина предполагает, что на Ozon и Wildberries такие случаи встречаются чаще, чем на «Яндекс Маркете» и «Сбермегамаркете», поскольку здесь больше продавцов. При этом на Ozon, в отличие от Wildberries, применяется так называемый индекс цен, показывающий, насколько стоимость конкретного товара соответствует рынку. Это может отпугнуть потенциальных участников сговора от искусственного завышения цен.
В марте глава Тамбовской области Максим Егоров предложил повысить порог доминирования для торговых сетей в регионе с 25 до 35%. Сейчас его высчитывают от объема реализованных за год продуктов, что влияет на доступность компании новых площадей.
Долю доминирования разрешили временно увеличить после ухода иностранных компаний. Но Минпромторг уже попросил регионы высказать свою позицию о необходимости таких изменений закона «О торговле» с учетом социально-экономических аспектов.
Федеральная антимонопольная служба не согласилась с повышением доли федеральных ретейлеров в регионах до 35%. «Повышение порогового значения позволит крупнейшим торговым сетям наращивать свою долю на территориях, где они уже занимают более четверти рынка», — считает глава ведомства Максим Шаскольский.
В последние годы ряд ретейлеров прекратили самостоятельную деятельность, став частью более крупных торговых сетей. Это не могло не изменить уровень концентрации на рынке. Значит, ранее действовавший порог доминирования в 25% в одном муниципальном образовании больше не обеспечивает реальные потребности бизнеса.
В то же время Акимова предлагает не забывать о рисках, связанных с увеличением долей торговых сетей на рынке. «Не станет ли повышение пороговых значений доминирования стимулом к созданию высококонцентрированных рынков и дополнительных препятствий для небольших производителей, которые будут бороться за полки торговых гигантов?», — задается вопросом эксперт.
По мнению Акимовой, эта проблема особенно актуальна для крупных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Казань), где доля присутствия крупных торговых сетей слишком велика. С повышением допустимой доли число небольших субъектов может сократиться до минимума. Это негативно отразится не только на возможности потребителя выбрать, где приобрести товары, но и сыграет злую шутку для небольших региональных производителей, продукция которых обычно представлена в небольших торговых точках, считает эксперт.
Акимова полагает, что повышение доли торговых сетей допустимо в отдаленных регионах, где есть трудности с логистикой и политикой ценообразования. Там инициатива увеличит интерес крупных торговых сетей к развитию бизнеса, а закупочная мощность федеральных торговых сетей позволит снизить издержки на логистику, предложив потребителям большой ассортимент товаров по более низким ценам.
Заработал обновленный портал по раскрытию информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами и теплоснабжение). Модернизация связана с введением новых стандартов и электронных форм раскрытия информации, утвержденных в 2023 году (ФЗ № 108, ФЗ № 109 и ФЗ № 110).
Пользователи сайта смогут завести личный кабинет с доступом к раскрытым данным в их сфере деятельности. В системе сформировали и актуализировали базу по многим параметрам, включая состояние инфраструктуры, объем оказываемых услуг и потребления энергоресурсов. Еще обновили систему поиска и фильтрации данных.
По словам ФАС, это исключит дублирование запросов от регуляторов, упростит обмен информацией и контроль.
Правительство утвердило разработанный ФАС проект правил недискриминационного доступа к услугам грузовых ж/д перевозок. Документ устанавливает очередность перевозки грузов на дефицитной железнодорожной инфраструктуре и определяет порядок работы РЖД с заявками грузоотправителей по лимитирующим направлениям. Приоритет установили для грузов, вывозимых для стратегических и социальных задач и во внутригосударственном сообщении.
Обновленные правила заработают с 1 сентября. До этого будет действовать временный порядок.
ФАС потребовала от крупнейших авиакомпаний проанализировать цены на авиаперевозки и билеты. С такой просьбой к регулятору обратились депутаты из-за статистики Росстата и жалоб от людей. Так, по сравнению с прошлым годом в феврале 2024-го перелет экономклассом подорожал на 42% до 7244 руб., а в марте — на 23% до 7345 руб.
Ведомство рекомендовало разработать коммерческие политики для определения стартовой цены на билеты и порядка отклонения от нее. В марте служба уже возбудила дело против S7 за продажу авиабилетов по разной стоимости в рамках одного подкласса тарифа, а в мае обсудила прозрачность ценообразования с «Аэрофлотом».