Следственный комитет хочет возбудить в отношении судьи Арбитражного суда города Москвы Ирины Барановой уголовное дело о мошенничестве и коррупции. Правоохранители, судя по всему, считают, что она помогала Михаилу Чернову и Михаилу Балакиреву, приговоренным к крупным срокам за мошенничество и легализацию криминального капитала, с помощью "правильного" судебного решения заполучить особняк в центре Москвы.
В представлении на Баранову, которое поступило в Высшую квалификационную коллегию судей и будет рассмотрено 29 января, говорится о признаках преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 33 (подстрекательство), ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере, до 12 лет лишения свободы), ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере — до 10 лет). Скорее всего, речь идет о продолжении истории годовой давности, когда имя Барановой и ее коллеги Юлии Беспаловой прозвучало в контексте уголовного дела Чернова и Балакирева, которых обвиняли в мошенническом похищении у Артема Куранова (то ли у бывшего партнера Чернова, то ли начальника) особняка площадью около 1000 кв. м в центре Москвы на Гоголевском бульваре. Это здание компания "Аквамарин Лимитед", которую в АСГМ представлял Чернов, заполучила благодаря тому, что суд признал недействительной ее сделку с другим офшором – "Эквисманом", а затем объект был перепродан. Арбитражное дело (А40-139953/2010) до сих пор числится разрешенным в пользу "Аквамарина".
В феврале 2013 года в газете "Коммерсантъ" появилась информация, что Следственный комитет ведет проверку предположений, что Беспалова и Баранова содействовали Чернову. "Договариваюсь уже с твоим интересом, потому что я тебе тогда объяснял, что ты мне сказала "150",— цитировала газета разговор Барановой и Чернова. Видимо, они обсуждали стоимость оказанных услуг. "Ты доволен?" — спросила собеседница господина Чернова. "Я тобой всегда доволен, а теперь более чем… Передай ей (другой судье — примечание в тексте "Коммерсанта") спасибо: она вытащила этот процесс",— сказал Чернов. Баранова никак опубликованную информацию не комментировала, иска о защите чести и достоинства также не заявляла. Беспалова отрицала, что правоохранители ей задавали какие-либо вопросы.
Чернов и Балакирев осуждены. В сентябре 2013 года Дорогомиловский райсуд Москвы приговорил первого к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима, второго — к семи общего по п. "а" ч. 2 ст. 174.1 УК ("отмывание") и ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество). Приговор обжалован.
Главным козырем обвинения был Алексей Федоров, подписывавший бумаги о продаже особняка со стороны "Аквамарина". В рамках своего уголовного дела о фальсификации доказательств, закончившегося мягким приговором, он признался, что врал в арбитражном суде, будто уже не имел полномочий на сделку, а режиссировал все Чернов.
Тот, судя по воспоминаниям юриста Дмитрия Цвиркунова, принимавшего участие в заседании по делу "Аквамарин" vs "Эквисман", где выступал Федоров, дирижировал и самим процессом. Свидетель не мог сказать, где и при каких обстоятельствах была отозвана его доверенность, и после каждого Чернов подсказывал Федорову, что говорить. А потом, после заседания, сетовал: "Полночи писали, полночи учили, а он ничего не помнит".
— А в какой форме подсказывал? – спрашивала судья Дорогомиловского суда Светлана Федорова.
— До первого замечания председательствующей по делу [Беспаловой] с помощью жестов, дальше ответы писались Черновым крупными буквами на бумаге, — рассказал Цвиркунов.
Набор статей, которые собираются инкриминировать Барановой, позволяет экспертам предположить, что следствие будет доказывать, будто она указывала обратившемуся к ней человеку, кому надо давать взятку, а сама обещала вынесение нужного решения, не имея, впрочем, полномочий сделать это формально. "Подстрекательством в данном случае может быть побуждение мотивации дачи взятки: если она уговаривала, если говорила "давайте вот так решим". Если деньги передавались, но на самом деле она не могла решить вопрос, то это будет мошенничество: обман и злоупотребление доверием", — сказал "Право.Ru" адвокат Игорь Симонов из коллегии "Князев и партнеры".
А адвокат Алексей Михальчик связывает активизацию СКР по этому делу с предстоящей реорганизацией в системе арбитражных судов. "Есть мнение, что существует необходимость совершить чистку кадрового состава в ее рамках, однако принятое решение, о котором идет речь, действительно вызывает некоторое сомнение. Будем надеяться, что следственные органы не превратят это уголовное дело в акт демонстрации борьбы с коррупцией, а действительно во всем разберутся", — сказал адвокат.
Карьера судей была испорчена сразу после скандала. Баранову сняли с должности председателя 5-го судебного состава, а Беспалова, в феврале 2013 года рекомендованная на должность судьи Федерального арбитражного суда Московского округа, желанного указа до сих пор не получила.