Кому принадлежат мемы – изображения, видео и идеи, вирусно распространяющиеся в интернете? Казалось бы, миллионы похожих картинок, которые появляются в сети, – продукт коллективного разума, и ни о каком копирайте речи нет. Однако это далеко не всегда так. Кто владеет мемами и популярна ли практика их регистрации в России, Право.ru спросило у экспертов.
Профиль пингвина на синем фоне и миллиарды вариантов подписей о неловких ситуациях – это появившийся еще в 2009 году популярный мем, известный в рунете как "пингвин-социофоб", в английском варианте – Socially Awkward Penguin. Однако после того, как картинки заполнили интернет, у картинки объявились владельцы. Как оказалось, фотографию шагающего пингвина сделал штатный фотограф National Geographic, а уже потом пользователи сети воспользовались изображением, убрав из него фон и добавив текст.
"Мы верим в защиту копирайта и профессиональных заработков фотографов, которые именно за счёт лицензирования обеспечивают себя и создание новых работ. Getty Images несёт ответственность более чем перед двумя сотнями тысяч фотографов. Они имеют право на оплату своего труда", – заявили в ответ на вопросы журналистов представители Getty.
Счёт в 785,40 евро, который предъявили немецкой компании, оказался вдвое больше средней стоимости лицензии на использование изображения, заявили в фирме. Get Digital согласилась заплатить, но отказалась держать транзакцию в секрете, на чем настаивали владельцы изображения. Вместо того, чтобы молчать, топ-менеджер компании Филипп Стерн рассказал о произошедшем в блоге – на английском и на немецком. Реакции из Getty Images не последовало. Позже компания создала на основе фото изображение, которое можно использовать, но к тому времени популярность мема упала.
Запреты с обратным эффектом
Джереми Малькольм, главный аналитик глобальной политики Electronic Frontier Foundation, американской некоммерческой организации, защищающей права пользователей, говорит, что подобное вряд ли могло случиться в США благодаря существующей там доктрине "добросовестного использования". Она позволяет использовать защищённые авторским правом материалы при соблюдении определённых условий – например, разрешение правовладельца не требуется, если использование товарного знака способствует "прогрессу науки и полезных искусств". В Европе же споры из-за мемов более вероятны.
По словам Брэда Кима, редактора сайта Know Your Meme, отстаивать права на мемы – обычная практика для фотостоков. Однако его сайт, собирающий и объясняющий мемы, удалил как минимум 20 из них из-за обращений владельцев копирайта. Впрочем, требования удалить изображения и соблюдать авторское право, по его мнению, могут вызвать обратный эффект: "Это только провоцирует дополнительный интерес [к изображению], особенно когда иски подают крупные компании". Такие требования вызывают и непонимание интернет-аудитории, ведь "сама культура мема появилась из абсолютного игнорирования копирайта", замечает Ким.
Что регистрируют в России
Практика регистрации мемов распространена не только на Западе – частью тренда стала и Россия. В целом мемы не являются каким-то особым объектом правовой охраны и, в зависимости от их текстового, визуального или смешанного характера, будут защищаться как товарные знаки соответствующего вида, считает Павел Катков, основатель и старший партнер юридической компании "Катков и партнёры". Споры в связи с их использованием для российского правоприменения не новы.
Довольно известно дело Валерия Сюткина, в котором его поддержал и Роскомнадзор, и Мещанский районный суд, вспоминает Павел Катков (см. Суд обязал онлайн-энциклопедию "Луркоморье" удалить "непотребный" мем с Валерием Сюткиным). Поводом для обращения в суд послужила фотография певца с нецензурной подписью-мемом, размещённая на сайте энциклопедии интернет-фольклора Lurkmore. Роскомнадзор заключил, уточняет Катков, что нарушением закона о персональных данных является "использование фото публичного лица в качестве олицетворения популярного интернет-мема, не имеющего отношения к личности "селебрити". Нарушением законодательства также будет считаться создание фейкового аккаунта от имени публичной личности и его использование, создание фейкового сайта публичной личности, посвящённого профессиональной и общественной деятельности публичной личности, использование фото публичного лица в качестве олицетворения популярного интернет-мема, что не имеет отношения к личности "селебрити".
Самым громким судебным спором можно считать разбирательство вокруг товарного знака "С пылу с жару", который был зарегистрирован компанией ООО "ЛИНА", предъявившей претензии к "Макдональдсу", считает Сергей Зуйков, управляющий партнёр юридической фирмы "Зуйков и партнёры". Рязанский производитель блинов требовал 1 млн руб. компенсации за незаконное использование этого словосочетания – зарегистрированный компанией слоган появился на коробках с сэндвичами "Биг тейсти". "Вначале Арбитражные суды вплоть до кассации отказывали ООО "ЛИНА" в защите прав на товарный знак, исходя из того, что он является общеупотребимым слоганом. Разбирательство дошло до Высшего Арбитражного суда, который отменил судебные акты нижестоящих инстанций и обязал суды рассмотреть требования о защите исполнения по существу", – вспоминает Зуйков обстоятельства дела (см. "Макдоналдс" снова проиграл "С пылу с жару" российскому производителю блинов).
Были и другие, не менее известные, мемы, которые в итоге регистрировались как товарные знаки.
"Вежливые люди": интернет-мем распространился после появления российских военных в Крыму в 2014 году. Заявка на его регистрацию подана "Военторгом", но на настоящий момент в открытых источниках есть сведения о конкурирующих заявках. В случае их столкновения стороны будут разрешать спор в Палате по патентным спорам или в Суде по интеллектуальным правам, уточняет Павел Катков.
«Keep Calm»: изначально это фрагмент запущенного ещё при Черчилле девиза "Keep calm and carry on" - "Сохраняйте спокойствие и продолжайте делать то, что делали". "Этим девизом английские власти пытались поддержать и укрепить дух граждан во вторую мировую войну. А теперь Челябинская обувная компания "Юничел" стала правообладателем товарного знака "keep calm" на территории России и выпускает под ним кеды. Впрочем, это не первый случай "русификации" западных обозначений – достаточно, например, вспомнить "Советское шампанское", - говорит Павел Катков.
Также в качестве товарных знаков зарегистрированы обозначения "+100500" (Карамба Медиа, телешоу), "Печалька" (Вимм-Билль-Данн, молочные продукты, соки, воды) и "Тро-ло-ло" (Улей-К, кафе), являющиеся известными мемами, напоминает Антон Нефедьев, старший юрист практики по интеллектуальной собственности Goltsblat BLP: "При этом, при регистрации обозначения "+100500" заявитель столкнулся со сложностями из-за слабой различительной способности обозначения и добился регистрации лишь в Палате по патентным спорам", - уточняет Нефедьев.