В России закон не запрещает оказывать юридические услуги тем, кто не имеет статуса адвоката. В 2014 году в РФ была разработана госпрограмма "Юстиция", предполагающая переход к "адвокатской монополии" во всех судебных процессах. Согласно документу, юристы получат доступ к судебному представительству только в статусе адвоката. Дискуссия вышла на новый виток и в этом году, когда депутат Госдумы Павел Крашенинников предложил допускать в суды только тех представителей, у которых есть высшее юридическое образование. Речь идет не только об арбитражных, но и о гражданских процессах. Как организовано судебное представительство в других странах мира?
Считалось, что абсолютная адвокатская монополия больше свойственна для англо-саксонской системы права, однако на деле оказывается, что и в других странах фактически есть хотя бы частичная монополия на юрпредставительство. При этом адвокаты наделены широкими правами или вовсе обладают исключительным правом на юрконсультирование, а "неадвокатам" заниматься юрпрактикой могут и вовсе запретить.
Монополия de jure
Адвокатская монополия распространяется далеко за пределы представительства в судах во многих европейских странах (Венгрия, Дания, Греция, Германия, Франция, Чехия, Швейцария и др.), в США, Австралии, Канаде и Новой Зеландии, во всех странах Латинской Америки, кроме Ямайки, – там существует монополия на судебное представительство для адвокатов Ямайки и стран Карибского бассейна.
Великобритания
Английская судебная система предполагает разделение адвокатов на барристеров (могут представлять клиентов во всех судах Англии и Уэльса) и солиситоров (занимались консультированием и подготовкой судебных документов). После принятия ряда законов солиситоры получили право представлять клиентов в судах, но только в магистратских судах и судах графств. Барристеры же теперь могут не использовать солиситоров как посредников и работать напрямую с клиентом.
На Ближнем Востоке к странам с абсолютной адвокатской монополией относятся Израиль, Иордания, Ливан, Катар и Оман. В азиатском регионе адвокатская монополия имеет абсолютный характер в Республике Корея, Гонконге, Тайване. В Японии Минюст и местная Федерация адвокатских ассоциаций по-разному трактует ст. 72 Закона об адвокатуре Японии, в которой говорится об адвокатской монополии. Адвокатура распространяет ее не только на судебное представительство, но и на работу по сделкам. Более того, консультирование по правовым вопросам без статуса адвоката в Японии – преступление. Монополия на судебное представительство и консультирование по правовым вопросам существует в Турции, Нигерии, Алжире, Египте, Марокко.
Франция
Возможности неадвоката представлять стороны в суде крайне малы и ограничиваются лишь первой инстанцией хозяйственного суда. В результате ряда реформ, проводившихся во Франции с 1990 года, адвокатский статус объединил две профессии – судебного адвоката и юридического консультанта, который раньше специализировался только на консультировании и составлении судебных документов. Право на вступление в адвокатскую палату дается только при наличии Сертификата о праве на осуществление адвокатской деятельности (CAPA), чему предшествует обязательное обучение в соответствующем региональном подготовительном центре.
Страны, в которых монополия широкая, регулируют ее по-разному. Исключительное право адвокатов на представительство в судах и консультирование может быть напрямую прописано в законе (Германия, Дания, Канада (за исключением провинции Квебек), Австралия, Новая Зеландия). Возможно и перечисление видов деятельности, на которые распространяется монополия адвокатов (Венгрия, Люксембург, США, Франция, Чехия).
Швейцария
В Швейцарии:
1. Абсолютная адвокатская монополия при представительстве в Верховном суде по гражданским и уголовным делам (но не по административным). 2. По административным делам монополии вообще нет. 3. По уголовным делам адвокатская монополия в части защиты обвиняемого. 4. По гражданским делам частичная монополия. Нет монополии по трудовым спорам, арендным делам, упрощенному производству и в третейском разбирательстве.
Евгений Жилин, партнер Quorus.
Во всех странах Латинской Америки, кроме Ямайки, используется формулировка «единственная группа (класс) людей, которая имеет право на судебное представительство и на консультирование по правовым вопросам (или «практиковать право») – это адвокаты». Аналогичные формулировки можно найти и в Законах об адвокатуре Гонконга, Республики Корея и Тайваня.
163 000 человек
Столько адвокатов было в Германии на 1 января 2015 г. по данным Федеральной Палаты адвокатов (Bundesrechtsanwaltskammer)
В США неправомочное (нелицензированное) занятие юридической практикой (Unauthorized Practice Of Law, Unlicensed Practice of Law (UPL)) во всех штатах влечет за собой уголовную ответственность (подробнее >> "Право.ru"). Наказания за самовольное занятие юридической практикой в зависимости от штата могут включать лишение свободы (от 1 года до 5 лет в окружной тюрьме), штрафы (по тяжким преступлениям от 5000 долл.), условный срок и возмещение ущерба.
Украина
Как раз сейчас Украина в процессе переходного этапа. Предусмотрено было поэтапное введение монополии до 2019 года, но только что Рада проголосовала поправки, которые могут сделать этот процесс более быстрым и жестким. Поправки приняты несколько скандально, в составе большого пакета, который фактически не обсуждался в Раде, и уже сейчас много призывов к Порошенко наложить на них вето. Поэтому сказать точно, вступят ли они в действие в таком виде, затруднительно. Тем не менее Украина ориентирована на адвокатскую монополию.
Отдельный острый вопрос – Безоплатная Правовая Помощь (БПД), то есть защита по назначению за счет государства. Это предмет определенной борьбы за контроль между адвокатурой и Минюстом, притом что не все адвокаты включены в список участвующих в БПД. Для включения в список существуют дополнительные условия по квалификации. Поэтому в Украине взаимоотношения адвокатуры с государством и тема монополии выглядят несколько иначе, чем в России.
Илья Новиков, адвокат
Монополия de facto
В некоторых странах абсолютная монополия адвокатов на судебное представительство и консультирование по правовым вопросам не урегулирована законодательно напрямую – нет как разрешения, так и прямого запрета на оказание юруслуг "неадвокатами". Однако на практике такая монополия существует – хотя быть представителями в суде могут и рядовые граждане, на деле они в большинстве случаев обращаются к юристам. Такова ситуация, например, в Бельгии, в Брунее, Финляндии или Великобритании. В Сингапуре подобная широкая монополия устанавливается за счет лицензирования деятельности юридических фирм.
Германия
Монополия широкая, но касается не любого представительства в судах. Так, в районных судах – судах первой инстанции – присутствие адвоката необязательно (напр., в районных судах с суммой иска до 5000 евро можно без адвоката), кроме дел из области семейного права, и на уровне райсудов интересы сторон могут представлять любые граждане, в том числе и не юристы. Независимо от уровня инстанции необязательно участие адвоката в трудовых и налоговых спорах. Однако на практике стороны чаще всего представлены адвокатами (Rechtsanwalt).
Статус адвоката в Германии имеют все практикующие юристы в больших и небольших юридических фирмах и частных практиках, а также многие инхаусы. Для получения статуса надо сдать оба госэкзамена и подать заявку на членство в адвокатскую палату (Rechtsanwaltskammer) по месту деятельности, оплатить вступительный и ежегодный взносы, заключить договор о страховании профессиональной ответственности и принести присягу. То есть деятельность и статус адвокатов в Германии не требуют дополнительных экзаменов или квалификации.
Das deutsche Gerichtssystem im Überblick, Dmitry Marenkov
Адвокатам – только судебное представительство
Белоруссия, Исландия, КНР, Кувейт, Латвия (с небольшими исключениями), Литва, ОАЭ, Словакия, Словения, Узбекистан, Шри-Ланка и Ямайка – это страны, где у адвокатов есть монополия только на судебное представительство. Однако, например, в Шри-Ланке у адвокатов есть право на получение дополнительной лицензии для составления актов передачи прав собственности на недвижимость и тем самым расширить пределы своих полномочий.
Белоруссия
В Белоруссии суды делятся на рассматривающие экономические дела (аналог российских арбитражных) и суды общей юрисдикции (рассматривают уголовные и гражданские дела). В обоих видах судов интересы физических лиц вправе представлять только адвокаты, законные представители, близкие родственники, супруги. Интересы юридических лиц – адвокаты, руководители, уполномоченные по доверенности работники. То есть существует фактическая монополия на представительство адвокатов в части физических лиц.
Профессионалы, которые адвокатами не являются и желают представлять юридические лица, обходят имеющееся ограничение путем оформления в штат организации. Формально в процессе они выступают как работники предприятия. Фактически введение т. н. «адвокатской монополии» с 1 января 2013 г. ничего глобально не изменило – некоторые юристы получили адвокатскую лицензию. А некоторые представляют интересы юридических лиц через оформление в их штат.
Андрей Толочко, адвокат адвокатского бюро "РЕВЕРА" (Минск, Беларусь)
Только уголовные дела и Верховный суд
В докладах международных организаций фигурирует категория стран среднеазиатского региона с самым низким объемом адвокатской монополии – монополия на представительство в уголовном судопроизводстве или допуск в Верховный или Конституционный суд.
78 491 человек
Такова численность адвокатского сообщества в России (по данным ФПА). 72 508 из них имеют действующий статус.
К этой категории отнесены Азербайджан (монополия на уголовное судопроизводство и представительство в Верховном суде по гражданским делам), Грузия (уголовное судопроизводство), Казахстан (уголовное судопроизводство), Киргизия (уголовное судопроизводство), Молдова (уголовное судопроизводство, дискуссия о допуске в суд помощников адвоката и стажеров), Украина (уголовное и административное судопроизводство) и Россия.
Обойтись без монополии
Есть и страны, где адвокатской монополии нет вовсе. Такова Швеция, где не только доступ в суд, но и право консультировать по юридическим вопросам имеют все граждане страны. Это, впрочем, не исключает обращения к адвокатам – на деле большинство граждан именно так и поступают.
Похожим образом обстоят дела и в Финляндии: de jure абсолютная монополия отсутствует, но de facto она существует. В Норвегии сейчас монополия законодательно сильно ограничена, в суд можно обратиться с заявлением на получение доступа в качестве представителя в суде, но на практике таких обращений нет. Норвежская ассоциация адвокатов выступает с беспрецедентным предложением – она поддерживает отмену монополии на представительство в судах.
В Польше на рынке юридических услуг заняты адвокаты и юрисконсульты (или можно их назвать солиситорами), но разницы между ними в распространении на них этических норм и дисциплинарной практики фактически нет, разве что адвокаты имеют право на представительство в уголовном процессе. В Эстонии адвокаты имеют монополию только на оказание бесплатной юридической помощи, которая финансируется государством.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Многие страны, признающие монополию адвокатов на представительство в судах, все же сохраняют в исключительных случаях за ближайшими родственниками в гражданских и семейных делах, за юристами предприятий по ряду коммерческих дел, за чиновниками в административном производстве и т. д. право на представительство в судах.
Анализ нюансов в европейских странах предпринял Совет Европы (доклад Программы Совета Европы по эффективности правосудия по Европейской системе правосудия).
Монополия на судебное представительство в разных странах
С текстом законопроекта № 273154-7 "Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" можно ознакомиться здесь.