ПРАВО.ru
Сюжеты
2 октября 2013, 14:02

ФНП опасается новых полномочий чиновников и "нездоровой конкуренции"

ФНП опасается новых полномочий чиновников и "нездоровой конкуренции"
Фото с сайта www.notariat.ru

Федеральная нотариальная палата отправила в Минюст свои замечания на проект закона о нотариате, который ждали и обсуждали более трех лет. Опасения у ФНП вызывает не только сохранение государственных нотариусов, но и планы по увеличению на треть количества частнопрактикующих. В палате намекают, что без введения обязательного нотариального оформления сделок физлиц с недвижимостью такая реформа приведет к коллапсу в существующей системе.

Трехлетнее, кулуарное по сути, обсуждение проекта нового закона о нотариате, судя по его финальной редакции, фактически было бесполезным. Нотариусы критикуют обнародованную в сентябре Минюстом редакцию документа и говорят, что она не соответствует той, которую обсуждали ранее. Документ предусматривает серьезное усиление роли государства в нотариате — оно станет ключевым регулятором и контролером. Сейчас налоговики проверяют финансовую деятельность нотариусов, а профессиональную сторону — региональная нотариальная палата, и обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий может только она. Проект же позволяет это также органам юстиции, которые к тому же теперь будут самостоятельно разбирать жалобы на нотариусов.

Растет роль и Федеральной нотариальной палаты. По итогам своих проверок она сможет ставить перед высшим органом территориальной палаты вопрос о переизбрании ее президента. Одновременно ФНП получает право принимать решения, обязательные для всех нотариусов, а также региональных нотариальных палат.

Именно эти новеллы вызвали негодование у нотариусов в феврале 2013 года. Они критиковали разрушение существующего баланса полномочий, когда возможностям бюрократической машины противостоят нотариальная палата и система гарантий независимости членов корпорации. Не нравилась им и усилившаяся роль ФНП. "По проекту [региональная] нотариальная палата из равнозначного, равноценного партнера ФНП и органов юстиции становится для них подконтрольным субъектом", — говорил московский нотариус Геннадий Черемных, который в 1993 году стоял у истоков действующих Основ законодательства о нотариате.

Претензии у ФНП к новым полномочиям Минюста тоже есть, следует из утвержденных замечаний к законопроекту (есть у "Право.Ru"), хотя и менее радикальные. Против проверок со стороны этого ведомства там не возражают, но говорят о "серьезной озабоченности" из-за права органов юстиции приостанавливать работу нотариуса. По законопроекту это, например, возможно, если его обвиняют в совершении умышленного преступления либо если суд рассматривает иск о прекращении действия его лицензии. "Фактически это означает ликвидацию организационно-финансовой деятельности нотариуса", — так оценивается это нововведение в письме ФНП, отправленном в Минюст. Особенно беспокоит оно нотариусов в сочетании с тем, что закон не предусматривает никакой ответственности органа юстиции за ошибку. Поэтому ФНП настаивает, что с учетом статуса нотариуса такая мера как приостановка его работы должна применяться исключительно судом.

Не согласны в ФНП и с наделением Минюста и его территориальных управлений правом обращаться в суд с иском о лишении нотариуса его статуса. Такое право у чиновников, согласно проекту закона, появляется в том случае, если нотариальная палата не согласилась с их предложением наказать нотариуса или не отчиталась о своем решении в месячный срок. "Происходит подмена субъектного состава, когда за нарушение сроков рассмотрения представления нотариальной палатой наступает ответственность нотариуса", — говорится в замечаниях ФНП.

Также в палате недовольны идеей Минюста сохранить государственный нотариат наряду с небюджетным — вопреки ранее декларировавшимся идеям реформы. "Двойная структура российского нотариата, существовавшая в переходный период, совершенно очевидно не может рассматриваться в качестве стратегии его развития", — настаивают в ФНП. Во-первых, потому, что у государственного нотариуса нет независимости — его назначают на должность местные власти по представлению территориального органа юстиции. Во-вторых, госнотариусы не могут похвастаться системой страхования рисков профессиональной деятельности. В-третьих, ФНП не нравится "параллельное существование двух категорий нотариусов с равными полномочиями, решительным образом различающихся по статусному весу и возможностям по обеспечению стабильности гражданского оборота". Единая организационная основа является одним из базовых принципов латинского нотариата, которые приняла Россия, а проект ему противоречит.

Не нравится нотариусам и предложение увеличить их количество. Ранее министр юстиции Александр Коновалов пугал нотариальное сообщество отменой квотирования их численности, а затем намекал на введение "иных подходов", чтобы люди не "просиживали в очередях". В феврале 2013 года он настаивал, что есть "недостаток нотариусов в отдельных регионах страны, в первую очередь, в регионах с высокой экономической активностью, элементарно с большим количеством населения". 

"Иной подход", видимо, и реализован в новой редакции законопроекта — нотариусов станет больше. Для этого меняются нормативы: на одного нотариуса в городах федерального значения должно приходиться не более 12 000 человек, а не 15 000, как сейчас, в остальных городах — 15 000 человек, а не на 20 000-25 000. В муниципальных районах нотариус должен обслуживать не 25 000-30 000 человек, а всего 17 000. При этом по ходатайству администрации субъекта или нотариальной палаты совместно с территориальным органом юстиции и эти показатели могут быть скорректированы, исходя из числа нотариальных действий в этом нотариальном округе, уровня деловой активности, экономического развития региона, степени удовлетворенности населения качеством предоставляемых нотариальных услуг.

Однако такой подход категорически не устраивает нотариальное сообщество, которому законодатели только обещают в будущем вернуться к рассмотрению вопроса о введении обязательного нотариального оформления сделок физических лиц с недвижимостью. По мнению ФНП, предложение об изменении нормативной численности нотариусов "не имеет экономического обоснования", цифры "существенно завышены и не соответствуют реальному спросу населения на нотариальные услуги". Палата напомнила, что количество совершаемых нотариальных действий из года в год уменьшается (с 2008 года сократилось на 30%) и высказала мнение, что реформа нормативов повлечет за собой увеличение числа нотариусов как минимум на треть. А это "породит нездоровую конкуренцию, так как проект не предусматривает расширение сферы деятельности нотариата", говорится в письме. Частнопрактикующие нотариусы в таких условиях просто не выживут, намекают в ФНП ("вопрос об обеспечении самофинансирования нотариусов в таких условиях решить невозможно"), и казне придется раскошелиться на государственных нотариусов.

Возмущены в корпорации и ограничением своего права участвовать в определении количества нотариусов в округах, особенно при отсутствии этого показателя в законе. Сейчас число нотариусов в нотариальном округе определяют местные власти на основании согласованного предложения регионального управления Минюста и нотариальной палаты, которые должны учитывать действующие нормативы на количество населения. Законопроект полностью отдает эти полномочия Минюсту. "[Это] влечет чрезмерную централизацию и формализацию", — недовольны в ФНП. Кроме того, там опасаются увеличения числа должностей "в силу административного усмотрения". Дело в том, что законопроект разрешает местным властям дать работу государственному нотариусу, если на вакансию частнопрактикующего никто не откликнулся.