Прокуратура Германии предъявила обвинение пятерым фигурантам дела об отмывании $150 млн в процессе вывода из-под госконтроля в России "Мегафона", одного из крупнейших сотовых операторов. Среди них — Джеффри Гальмонд, утверждающий, что он контролирует 39,3% акций этой компании. Расследование в отношении Леонида Реймана, в прошлом крупного чиновника, которого принято считать фактическим акционером "Мегафона", продолжается.
Обвинения в рамках уголовного дела об отмывании $150 млн были предъявлены четырем исполнительным директорам немецкого Commerzbank AG и датскому юристу Джеффри Гальмонду, сообщает The Wall Street Journal. Они играли ключевую роль в серии транзакций, которые должны были вывести холдинг "Телекоминвест", которому в настоящий момент принадлежит 31,3% акций компании "Мегафон", одного из трех крупнейших сотовых операторов в России, из-под государственного контроля.
В 1996 году контрольный пакет акций "Телекоминвеста", созданного в 1994 году двумя телекоммуникационными компаниями, которые контролировались государством (ОАО "Петербургская телефонная сеть" и ОАО "Санкт-Петербургский ММТ"), был продан люксембургской компании First National Holding S.A., по документам являвшейся "дочкой" Commerzbank. Однако позднее, в 2004 году, выяснилось, что First National владела этим пакетом по трастовому соглашению, в то время как реальным собственником якобы являлся Гальмонд (в материалах дела франкфуртского суда по гражданским делам от 27 июля 2004 года приводится его заявление на этот счет).
Этот документ создал проблемы для Commerzbank, поскольку банк, выступающий в роли акционера по трастовому соглашению, должен отражать этот факт в отчетности, однако этого сделано не было. В январе 2008 года Commerzbank признал свою вину при проведении сделок с акциями "Телекоминвеста" и выполнил решение франкфуртского суда, который обязал его заплатить 7,3 млн евро (1 млн евро штрафа и конфискованная незаконно полученная прибыль в размере 6,3 млн евро).
Расследование в отношении конкретных менеджеров Commerzbank и их роли продолжалось на протяжении шести лет, за это время одним подозреваемым стало меньше: в 2006 году прокуратура закрыла дело против Клауса-Петера Мюллера, занимавшего должность гендиректора банка. В действиях Мюллера не нашли признаков уголовно наказуемого деяния. Правоохранительные органы установили, что Мюллер курировал операции Commerzbank в Восточной Европе с 1996-го по 1999 год, однако из-за экономического кризиса в то время уделял мало внимания бизнесу в России.
Свидетели по делу Commerzbank предполагали, что настоящим владельцем доли в "Телекоминвесте" являлся Леонид Рейман, в момент создания этого холдинга являвшийся одним из топ-менеджеров ПТС, а позднее министром связи РФ и советником президента, однако никаких документальных свидетельств этому в ходе процесса представлено не было. В 2005 году Гальмонд связывал эти обвинения с борьбой, развернувшейся за контроль в "Мегафоне". Он указывал, что именно представители "Альфа-групп" — второго участника конфликта — утверждали, что сеть фондов и холдинговых компаний, долями в которых владеет датский юрист, имеет отношение к коррупционным сделкам с участием Реймана и других российских чиновников, имена которых не назывались, отмечает CorpWatch.
The Wall Street Journal, в свою очередь, напоминает, что в Германии продолжается параллельное расследование в отношении Реймана по подозрению в причастности к отмыванию денег. Сам бывший чиновник все обвинения отвергает и заявляет, что не имеет отношения к "Мегафону".
Комментарии от Гальмонда WSJ получить не удалось.