ПРАВО.ru
Новости
31 мая 2012, 18:26

Госдума на следующей неделе может принять законопроект о контроле за расходами чиновников

Госдума на следующей неделе может принять законопроект о контроле за расходами чиновников
Фото Право.Ru

Думская оппозиция нашла в президентских законопроектах о контроле за расходами чиновников лазейки, используя которые, чиновники якобы легко смогут избежать обязанности декларировать свои крупные покупки, причем абсолютно законно. Сегодня пакет президентских инициатив рассматривался на заседании профильного комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. 

В начале апреля занимавший занимавший пост главы государства Дмитрий Медведев внес в Госдуму пакет из трех законопроектов, предусматривающих введение контроля за расходами и доходами чиновников. Несмотря на то, что в марте на встрече с руководством "Единой России" Медведев вернулся к этому вопросу и просил парламентариев "обратить пристальное внимание на этот законопроект" и работать над ним "в первоочередном порядке", профильный думский комитет по безопасности и противодействию коррупции только сегодня рассмотрел его на своем заседании. Не смотря на то, что некоторые парламентарии увидели в содержании документа серьезные препятствия для его реализации, концепция документа была поддержана единогласно. 

Согласно документу, государственные и муниципальные служащие, лица, занимающие должности в госкорпорациях, а также их супруги и несовершеннолетние дети обязаны декларировать не только доходы, но и крупные расходы. При этом декларировать нужно будет далеко не все приобретения, а только те, стоимость которых превышает доход супругов по основному месту работы за три года. В этот перечень попали покупка земельных участков и недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг. В этом случае чиновник должен будет рассказать об источнике получения денег, а также обосновать законность их получения.

Основанием для проверки чиновника, согласно проекту закона, может стать информация о несоответствии его доходов расходам, предоставленная не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и общероссийскими СМИ, а также общественными объединениями (анонимные сообщения к сведению приниматься не будут). В случае, если в ходе проверки выяснится, что чиновник не выполнил своей обязанности по декларированию, ему будет грозить увольнение с работы. Кроме того, за предоставление недостоверных или неполных сведений, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника, прокуратура в суде будет добиваться обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о приобретении на законные доходы.

С основной критикой документа на заседании профильного комитета выступил депутат от фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков, который, впрочем,  заметил, что этот "законопроект как первый шаг навстречу борьбе с коррупцией нужно поддержать". По его мнению, ко второму чтению нужно устранить сразу несколько  недостатков. В первую очередь парламентарий недоволен "огромным количеством бланкетных норм в законопроекте".

"Многие нормы оставлены на потом, нет четких механизмов. Мне кажется, что все наши законы страдают бланкетностью. Он нее надо отходить и прописать в законопроектах нормы прямого действия", — заявил он.

Следующее замечание парламентария касалось принципиального, на его взгляд, момента, который может свести на нет принятие этого закона. Дело в том, что, согласно законопроекту чиновнику придется отчитаться о крупной покупке, если ее стоимость превышает доход супругов по основному месту работы за три года. "У нас сейчас высшие должностные лица зарабатывают 2-4 млн руб. Если мы сложим этот доход за три года, то даже покупка серьезной недвижимости квартир может выпасть из регулирования этого закона", — полагает эсер. В связи с этим он предлагает обязать чиновников декларировать покупки, если их стоимость превышает годовой доход семьи.

Кроме того, он обратил внимание на то, что в законопроекте четко не прописано об открытости информации о расходах чиновников. В нем есть норма об отнесении этих сведении "к информации ограниченного доступа", а также напоминание о том, что "сведения, отнесенные к составляющим гостайну, подлежат защите". "Понимаю, что у нас есть небольшая часть населения, доходы которых не могут быть задекларированы — это работающие под оперативным прикрытием. Но тем не менее, нужно снять [для остальных] ограничения, устранить противоречия", — заявил Гудков, имея ввиду неясные перспективы возможности получения этой информации различными общественными объединениями и СМИ.

В свою очередь депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой предложил контролировать доходы и расходы не только несовершеннолетних детей чиновников, но и уже достигших совершеннолетия. Свое предложение парламентарий обосновал тем, что на маленьких детей имущество практически не оформляют. 

Ему возразил единоросс Александр Хинштейн, согласившись с тем, что на маленьких детей мало что оформляется, он заметил: "Но мы не сможем обеспечить надзором всех родственников: двуюродных братьев, сестер, дядей, тетей, пляменников. Мы дойдем до абсурда". 

В свою очередь председатель комитета Ирина Яровая убеждала присутствующих в действенности и эффективности будущего закона. В частности, она напомнила депутатам, что в России уже несколько лет должностные лица декларируют свои доходы и имущество, создана  соответствующая база. "Есть хороший материал для того, чтобы проверки, которые будут проводиться сейчас, носили очень глубокий характер", — заверила она происутствующих.

При этом Яровая призвала расширить круг лиц, которые будут обязаны отчитываться о собственных доходах. "Информацию по доходам предоставляет очень большой круг лиц. И кстати, он не закрыт, у нас с вами есть возможность его расширять", — сказала она. И тут же возразила предыдущему оратору — Гудкову на его замечение о неконкретности законопроекта. По словам Яровой, он, наоборот, внятный и по срокам, и по процедурам. Более того, он предлагает беспрецедентную открытость. "На мой взгляд, предложена правильная формула, которая обеспечивает с одной стороны соблюдение конституционных прав, и с другой стороны обеспечивает неотвратимость постановки вопроса  об изъятии имущества, если чиновник не обоснует его приобретение", — заметила она.

В результате члены профильного комитета единоглассно рекомендовали нижней палате парламента принять президентские законопроекты в первом чтении. Рассмотрение документов намечено на 5 июня.

С текстом законопроекта № 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" здесь.

С текстом законопроекта № 47266-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 47238-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.