В Москве продолжает работу Совет судей РФ. Самыми яркими его событиями стали развернутые выступления глав высших судов. Глава ВАС Антон Иванов предложил масштабную реформу судейской корпорации, выступая перед коллегами по судейскому корпусу, а председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев предпочел это сделать в более камерной обстановке — перед журналистами. Он рассказал о том, каких замечательных адвокатов ему приходится видеть на процессах в ВС, что до него нельзя дозвониться, а потому невозможно и оказать непроцессуальное давление, и что судей он никогда не будет просить "посмотреть дело повнимательнее".
"Некоторым адвокатам, которые выступают в ВС, я предлагаю попробовать свои силы в судейском корпусе"
Первой темой беседы Лебедева с журналистами стал вопрос рекрутирования адвокатов в судейское сообщество, которое, как принято считать, в судах общей юрисдикции не приветствуют. И сразу же председатель Верховного Суда продемонстрировал, что он исповедует другой подход. "Я с удовольствием бы видел в судейской корпусе некоторых адвокатов, этих замечательных образованных людей, — сказал Лебедев журналистам, но сразу же выразил сожаление, что среди адвокатов не находится желающих: — Они говорят, что работа адвоката им нравится больше, так как она более творческая и свободная". Он сказал, не называя имен, что предлагал некоторым адвокатам, которые выступают в Верховном Суде в процессе, "попробовать свои силы в судейском корпусе". И тут же опять с сожалением добавил: "Таких людей немного, но и от них я получил отказ".
Вообще, было видно, что эта тема задела Лебедева за живое и что подобные предложения он будет делать и дальше. "Есть прекрасные, замечательные, молодые адвокаты, — говорил он. — Был у меня в процессе один адвокат по назначению. Обычно говорят, что у такого защитника нет никакого интереса рассматривать дело. Но ни я, ни президиум давно не слышали такой блестящей речи". По словам Лебедева, если у кого-то из членов президиума и были по рассматриваемому делу сомнения, то после выступления защитника ни у кого их не осталось. "Так что я с ним о работе судьей поговорю", — с улыбкой резюмировал Лебедев.
В целом же глава ВС уверен, что адвокаты в большинстве своем не стремятся становиться судьями, а потому проблема с рекрутированием в судейскую корпорацию представителей адвокатского сообщества — во многом надуманная. Тем не менее, он собирается разобраться в этой проблеме досконально. "Не надо давать огульных оценок и развешивать ярлыки, — сказал он. — Посмотрим, сколько претендентов из адвокатов, мы же не можем против воли их приглашать".
Лебедев хочет изучить и проанализировать информацию о том, сколько адвокатов и нотариусов обратилось в этом году в квалифколлегии с просьбой дать положительное заключение для назначения на должность судьи и скольким из них было в этом отказано. По словам главы ВС РФ, такая сводка будет собрана и обнародована к итоговому совещанию глав судов общей юрисдикции.
Вместе с тем Лебедев считает правильным, как и Иванов, чтобы "стаж адвоката учитывался в судейской профессии". Мало того, он даже пообещал, что это будет сделано.
"Ко мне непроцессуально обратиться нельзя"
Прессе удалось выяснить и мнение Лебедева насчет проблемы давления на судей и спросить, сталкивался ли он сам с таким воздействием. На вопрос о себе глава ВС ответил просто: "Ко мне нельзя дозвониться, поэтому и непроцессуально обратиться нельзя. Я ни с кем не разговариваю, ведь у меня секретарь всегда у звонящего интересуется, по какому он вопросу".
Однако в сам Верховный Суд пишут много: кто-то с жалобами на судей, но большинство, как объяснил глава ВС, "просто недовольно конкретными решениями и подводит различные обоснования под свои жалобы". Для работы с такими обращениями в Верховном Суде создан специальный отдел — настолько большой поток корреспонденции поступает в высшую судебную инстанцию. Что касается публикации непроцессуальных обращений на имя председателя суда, как это делают и арбитражные суды, и некоторые суды общей юрисдикции, то, по словам Лебедева, ВС не вводит такую практику, поскольку в этом нет необходимости.
При этом он выделил одну тенденцию — стало меньше обращений от депутатов. Этому, по словам Лебедева, предшествовала большая разъяснительная работа с представителями законодательной власти. "Но, в конце концов, тут спорить не о чем – не сторона по делу не имеет права обращаться", — заключил председатель ВС. К тому же, по его словам, депутаты всегда писали к нему исключительно из благих побуждений, даже объясняли причины обращений: "Мне ничего не надо, ко мне избиратель обратился, я его интересы поддерживаю".
Лебедев также категорически исключил возможность того, что он может оказать давление на судей в связи с рассматриваемыми ими делами. "Каждый судья самостоятелен, независим, председатель Верховного Суда не может вмешиваться в их деятельность", — заявил он. — Я никогда никому не позвоню и не произнесу излюбленную фразу: вот у тебя дело, посмотри его повнимательнее". Далее он высказался в том смысле, что для пересмотра неправомерных решений есть процессуальные инструменты. "У меня есть своя инстанция, в которую доступ открыт всем гражданам, и в ней я разберусь так, как считаю нужным, честно, — сказал он и добавил. — Потому что мне ничего не надо, никаких излишеств".
Не дозволено нам назначать председателей пленумом высших судов
Следом Лебедев высказался относительно инициативы главы ВАС РФ назначать председателей судов и их замов решениями пленумов высших судов. Правда, особо отметил он, его мнение по этому вопросу относится исключительно к системе судов общей юрисдикции.
Такой порядок, по словам Лебедева, для нее не применим, поскольку это будет противоречить положениям Конституции и закона о судах общей юрисдикции. "Председатель суда субъекта является процессуальным лицом, он наделен процессуальными полномочиями, через которые он осуществляет судебную власть, — объяснил он. — При всем моем уважении к Верховному Суду, мы не можем на пленуме сказать, что назначаем такого-то председателем и наделяем его процессуальными полномочиями по отмене решений и районного суда, и судьи областного суда. Не дозволено нам это делать, так как тогда назначенный нами председатель не будет иметь процессуальных полномочий".
Закон о дисциплинарной ответственности судей полезен и необходим
Зато глава Верховного Суда оказался солидарен с Ивановым в другом вопросе – оценке законопроекта Минюста о дисциплинарной ответственности судей, который вводит более гибкую шкалу наказаний. Лебедев считает, что он полезен и необходим. "Раньше были различные виды взысканий – выговор, строгий выговор, — вспомнил он. — Это нормально — в зависимости от тяжести совершенного проступка назначить соразмерное ему наказание".
Он также поделился известными ему причинами недовольства, которое вызвал предлагаемый проект у Совета судей. "Я с некоторыми членами совета разговаривал", — рассказал глава ВС РФ. — Им не нравится норма проекта о том, что, если судье отменили решение, то он может быть отрешен от должности". В этой части, судя по всему, Лебедев согласен с коллегами из Совета судей. "Решение может быть отменено вышестоящим судом по различным основаниям, например, если у вышестоящей инстанции другая правовая позиция. Тогда судью выгонять нельзя. К такому вопросу надо подходить рационально, а не эмоционально", — заключил председатель ВС.
"Пройдет незначительное время, и Кодекс административного судопроизводства будет принят"
О постоянно озвучиваемой им идее создания административных судов Лебедев говорил весьма эмоционально. На вопрос о том, есть ли у этой идеи сторонники среди высшего руководства страны и законодательной власти глава ВС РФ ответил так: "Сами посмотрите, сколько они [законопроекты о создании административных судов] не рассматривались в Госдуме уже прежнего созыва и сами сделайте вывод, кто за, кто против".
Но от своей позиции Лебедев отказываться не намерен. "Меня можно как угодно критиковать, не соглашаться, обижаться за то, что я настаиваю на реализации Конституции [она предусматривает создание административных судов — прим. авт.]. Но это надо сделать и обиды здесь ни при чем", — твердо сказал он. "Будет ли реализовано это предложение, зависит от того, осознает ли общественность, институты гражданского общества необходимость реализации Конституции. СМИ опять же, — Лебедев выразительно посмотрел на журналистов, — играют большую роль для формирования правильного общественного мнения".
И выразил полную уверенность в конечном успехе. "Я убежден в том, что пройдет незначительное время и все равно этот вопрос будет разрешен — Кодекс административного судопроизводства будет принят", — заявил он.
"Никакой закрытости для участников процесса и общества не будет"
Глава Верховного Суда прокомментировал и наделавшее много шума недавнее нововведение – оглашать в сокращенном формате приговоры по закрытым и экономическим делам. Он рассказал, что предложения на самом деле были серьезнее – планировалось сократить оглашение приговора и по другим категориям дел, но они не прошли.
Необходимость новации в отношении закрытых дел он объяснил так: "Представьте, проводится заседание по делам гостайны, по делам о сексуальных преступлениях. Судебное заседание закрытое, а затем публично в приговоре расписываются все обстоятельства совершенного преступления, в том числе и те ситуации, которые не должны быть предметом обсуждения широкого круга граждан". Что касается оглашения приговора по экономическим делам, то в этих случаях, по его словам, необходимо сокращать время, уходящее на эту процедуру. "Сутками оглашается приговор, обстоятельства дела никакой нагрузки не несут для присутствующих в зале судебного заседания", — аргументировал он свою позицию.
Опасения в том, что эта новелла может привести к нарушению принципа открытости судопроизводства, Лебедев отверг. "Не надо бояться, что будут оглашены лишь вводная и резолютивная части и больше никто ничего не узнает, и участники процесса будут ограничены в их возможностях обжаловать этот приговор. Это совсем не так. Речь идет лишь о публичном оглашении по этой ограниченной категории дел, затем судья обязан в установленный законом срок изготовить полный текст приговора, который будет доступен всем участникам процесса. Иное было бы ограничением прав свобод человека", — сказал он. Кроме того, напомнил он, "приговор будет обязательно изготовлен и опубликован на сайте суда, который этот приговор постановил".