Елена Гагарина, дочь первого космонавта, в 2013 году добилась в Суде по интеллектуальным правам прекращения регистрации товарного знака ТЦ "Гагаринский". Ее юристы доказали, что надо было спрашивать разрешения наследников, чтобы назвать торговый центр производным от фамилии космонавта. Но в силу это решение не вступило. Президиум СИП отправил дело на пересмотр, и сегодня прошло первое заседание "по второму кругу". Потребители считают, что название образовано от названия района, а не от фамилии космонавта, следует из доказательств по делу. Судьи предлагают мировое.
Эмблема крупного торгово-развлекательного центра (ТРЦ) "Гагаринский" в Москве (на фото) возмутила дочь знаменитого космонавта Юрия Гагарина. Спор (СИП-46/2013) идет уже полтора года и стал первым делом, в котором Суд по интеллектуальным правам не согласился со своей первой инстанцией и отправил дело на пересмотр. Сначала в декабре 2012 года Елена Гагарина обратилась в Роспатент. Ее юристы посчитали, что без разрешения наследников-правообладателей нельзя было называть торговый центр словом, производным от фамилии первого космонавта, – это запрещает подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК. Гагарина потребовала от Роспатента признать недействительной правовую охрану комбинированного товарного знака "ТРЦ "Гагаринский".
Роспатент отказался снимать охрану с "ТРЦ "Гагаринский". Нельзя сделать вывод, что он однозначно ассоциируется именно с личностью первого космонавта, заключили в ведомстве. Похожих топонимов в России много, в том числе известных с XVIII века улиц, на которых стояли усадьбы князей Гагариных, а имя самого космонавта не используется в оформлении ТРЦ, указано в решении Роспатента.
Но первая инстанция Суда по интеллектуальным правам в октябре 2013 года признала недействительным решение Роспатента и обязала ведомство исключить товарный знак из реестра. Суд определил, что слово "Гагаринский" – элемент знака, указывающий на место оказания услуг, а поэтому не подлежит правовой охране – это запрещает п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса. А неохраняемые элементы могут включаться в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. Но в обозначении "торгово-развлекательный центр "Гагаринский" последнее слово доминирует, так как написано крупнее других, поэтому регистрация этого знака незаконна (согласно подп. 2 п. 4 ч. 1 ст. 1483 ГК), указали судьи. Согласилась первая инстанция и с тем, что для регистрации "Гагаринского" надо было спрашивать разрешения у наследников, а раз этого не было сделано, нарушен подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК.
В декабре 2013 года президиум СИП отменил решение первой инстанции, дело направил на пересмотр. Судьи отметили пробелы: надо доказать, что потребители связывают спорный знак с именем космонавта, а не с географическими объектами, надо выяснить, что этот знак тождествен имени, а заявители являются наследниками Гагарина. Ведь, согласно подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК, знак нельзя зарегистрировать, если соблюдены одновременно три условия: знак тождественен имени или производному от него обозначению, в России известно лицо с таким именем, и заявитель обладает статусом наследника, сказано в решении. Но первое и последнее условия суд первой инстанции не проверил.
Первая инстанция не сразу занялась пересмотром, так что юристы Елены Гагариной даже подали ходатайство на имя председателя СИП Людмилы Новоселовой "об ускорении рассмотрения дела". Заявитель был недоволен – на экспертизу мнения потребителей суд отвел месяц, а эксперту потребовалось больше трех. Наконец, профессор социологического факультета МГУ Юрий Аверин подготовил "аналитический отчет по итогам социологического исследования потребителей города Москвы и Московской области "Характер восприятия словесного обозначения "Гагаринский", входящего в состав комбинированного товарного знака № 442186". Отчет и исследование приобщили к делу, ходатайство не удовлетворили, а производство возобновили.
Заседание по существу состоялось 18 августа. Юристы дочери Гагарина из патентно-правовой фирмы "ЮС" не только напомнили, что с ней не согласовали использование. Они заявили, что именование "торговой точки" фамилией первого космонавта неправомерно и нарушает общественные интересы. Судьи попросили подробностей.
– Определитесь, [регистрация товарного знака] либо интересам наследника противоречит, либо общественным интересам! Это практически взаимоисключающие основания! – горячилась судья Наталия Рассомагина.
Татьяна Перова, представлявшая Гагарину, в итоге сослалась на п. 9 ст. 1483 ГК, где речь идет о согласии наследников. Дальнейшей паузой воспользовался было представитель ТРЦ, Сергей Зуйков из "Зуйков и партнеры". Он поинтересовался у юристов Гагариной, нужно ли спрашивать разрешения у ее доверителя организациям из города Гагарина (бывший Гжатск, переименован в честь первого космонавта планеты в 1968 году). Раньше в Роспатенте сторона ТРЦ приводила пример такого товарного знака – "Гагаринское молоко".
– Нет, конечно, не нужно, – ответила юрист Гагариной. Но тут судья Николай Тарасов одернул спрашивающего, решив, что к делу этот вопрос не относится.
– Сначала оплачивайте пошлину, потом будете выступать в защиту неопределенного круга лиц, – посоветовал он Зуйкову.
Слово дали другому представителю Елены Гагариной, который зачитал обращение доверительницы, "младшей дочери первого космонавта планеты". В нем шла речь о подмене понятий, искажении буквы и духа закона, которые были допущены при регистрации спорного товарного знака. Через несколько минут риторики судья Тарасов не выдержал:
– Нельзя ли избегнуть негативных социальных оценок? По существу можно?
Выясняли стороны и географию Москвы, которая должна была позволить или не позволить считать "Гагаринский" указанием на место оказания услуг. Представители ТРЦ указывали, что название центра указывает на близость к площади Гагарина и Гагаринскому тоннелю. Этим аргументам противостояли доводы наследников космонавта, что ТЦ находится на стыке Донского и Гагаринского районов Москвы, на улице Вавилова.
Как бы то ни было, потребители считают, что "Гагаринский" назван по району Москвы, следует из исследования. Как напутствовал президиум СИП, с его помощью надо было выяснить, с чем ассоциируют потребители "ТРЦ "Гагаринский" – с географией или с фамилией. Опрос проводился на аудитории в 1200 человек от 18 лет, выяснилось в судебном заседании 18 августа. "В восприятии большинства потребителей обозначение "Гагаринский", входящее в состав комбинированного товарного знака <…> указывает на район Москвы, где находится торговый центр", – озвучила юрист "Гагаринского" заключение профессора Юрия Аверина из МГУ.
Наконец, судья Николай Тарасов спросил, не рассматривали ли стороны возможность мирно урегулировать спор и заключить соглашение об использовании знака (СИП проводит активную примирительную политику, читайте также: "Суд по интеллектуальным правам отправил мириться "одноклассников" по МКТУ"). "Нельзя говорить об использовании незаконно зарегистрированного товарного знака", – заявила было Татьяна Перова, представитель Гагариной. Юристы ТРЦ в заседании не возражали.
Суд сделал перерыв до 22 сентября, выслушав все стороны, кроме Роспатента. Но, судя по диалогам сторон после заседания, встреча для обсуждения мирового не исключена. После заседания Роспатента в 2013 году стороны уже общались, но тогда истцы запросили "каких-то диких денег", рассказал "Право.Ru" Сергей Зуйков.