ПРАВО.ru
Репортаж
24 августа 2015, 14:10

"Ассоциация юристов России" поддержала "сырой" проект правок в законодательство о наследстве

"Ассоциация юристов России" поддержала "сырой" проект правок в законодательство о наследстве
Фото с сайта fedpress.ru

"Ассоциация юристов России" обсудила и поддержала "прогрессивный" проект Павла Крашенинникова о внесении поправок в "наследственное" законодательство. Нотариусы в очередной раз сообщили, что "проект не выдерживает критики", а практикующие юристы заспорили: все считают предложенные поправки "сырыми", однако одни говорят об их "несвоевременности", а другие полагают, что идея провести реформу наследственного права "своевременна и актуальна".

В пятницу состоялось собрание "Ассоциации юристов России", где правление выступило в поддержку законопроекта о внесении поправок в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты, касающиеся наследственного права. Впервые о нем заговорили 26 мая этого года, когда председатель законодательного комитета Госдумы, единоросс Павел Крашенинников, внес проект на обсуждение в ГД. Он предлагает внедрить в России принципиально новые для нас формы распоряжения имуществом после смерти, такие как совместное завещание, фонды и наследственный договор, и заменить свидетельство о праве на наследство свидетельством о наследовании, за выдачу которого нотариусы будут получать фиксированную сумму. Кроме того, в документе затрагиваются вопросы доверительного управления имуществом в период до и после принятия наследства, полномочий нотариусов и душеприказчиков.
16 июля Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства отказался поддержать предложенные изменения в ГК РФ, предположив, что они существенно увеличат нагрузку на суды и усложнят жизнь гражданам.

С принципиальными возражениями выступила и Федеральная нотариальная палата (ФНП), отметив, что часть идей, изложенных в проекте, "требует существенной доработки", а некоторые из них "могут иметь катастрофические последствия для граждан". "Проект не выдерживает критики на уровне самой его концепции. Отдельные вопросы могут быть решены в рамках существующего законодательства", – озвучивает позицию ФНП пресс-секретарь палаты Евгения Никонорова. По ее словам, такие новеллы, как совместное завещание и наследственные фонды могут встретить определенную заинтересованность со стороны общества или бизнеса, вместе с тем "существует множество вопросов концептуального характера, которые никаким образом не решены в обсуждаемом законопроекте". Нотариат недоволен и тем, что, согласно проекту, нотариусов планируется устранить из процесса определения состава и стоимости наследуемого имущества. По словам Никоноровой, это повлечет "невозможность выделения обязательной доли, супружеской доли", при этом "возникнет ряд других проблем для граждан, прежде всего социально незащищенных". ФНП считает, что, с одной стороны, количество обращений в суды вырастет в разы, а с другой – далеко не каждый сможет нести расходы, связанные с участием в судебном процессе (на оплату услуг представителя, пошлины и других).

Елена Кравченко, руководитель секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, спросила у Крашенинникова, изменится ли как-то подход к выделению обязательной доли в наследуемом имуществе, поскольку, по ее словам, сейчас существуют перекосы как в сторону нарушения прав социально незащищенных наследников, так и в сторону злоупотребления ими своими правами. Депутат ответил, что пока никаких изменений не запланировано. Возможно, они будут включены в законопроект после того, как тот пройдет первое чтение.

О том же говорят и практикующие юристы. Наталья Назарова, юрист по семейному праву консалтинговой компании Heads, считает, что предложенные поправки не носят абсолютного характера, а лишь являются способом разрешить некоторые процедурные моменты, при этом не меняя сущностных проблем. По ее мнению, в случае одобрения законопроекта, процесс станет более трудозатратным и будет занимать больше времени, что "лишь усугубит занятость судов, которые и так перегружены". "Также следует помнить про время, которое займет переход от одной системы к другой, что также отразится на простых гражданах", – считает Назарова.

Крашенинников на критику реагирует оптимистично. "В Гражданском кодексе 1964 года очередей наследования было всего две, и, когда мы в начале XXI века готовили поправки, в связи с которыми их становилось восемь, нам тоже говорили, что суды будут завалены, но ничего, практика пошла", – вспомнил он, выступая на заседании правления АЮР, и добавил, что теперь настало время расширить возможности распоряжения имуществом на случай смерти. С ним согласен Евгений Гурченко, старший юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", который считает, что, "хотя законопроект выглядит достаточно сырым и во многих моментах недоработанным, сама по себя идея провести реформу наследственного права своевременна и актуальна". По его мнению, действующее законодательство ориентировано в большей степени на советское время, когда основную часть активов граждан составляла квартира. "По этой причине многие аспекты наследования более крупных состояний или состояний, обремененных долгами, были урегулированы недостаточно, – говорит юрист. – В этой связи актуальны новеллы, касающиеся расширения инструментов по передаче имущества наследникам, а также по управлению наследственным имуществом и обеспечением прав кредиторов. Особый интерес вызывают нормы о возможности учреждения фонда для целей управления наследственным имуществом". Юрист компании "Хренов и партнеры" Мария Коровицына с актуальностью обсуждаемых нововведений не согласна. "По моему мнению, его [законопроекта] принятие является нецелесообразным на данном этапе развития и изменения законодательных норм российского права". Она считает, что в первую очередь необходимо принять ФЗ "О нотариате и нотариальной деятельности", "который станет всеобъемлющим актом, регулирующим уже существующие правовые процедуры, а также те процедуры, которые будут введены позднее".

Альтернатива завещанию

Крашенинников кратко изложил собравшимся основные положения предложенных поправок в "наследственное" законодательство. По его словам, все три альтернативы "традиционному" завещанию давно и успешно используются за границей. "Такие подынституты, как совместное завещание и наследственный договор, существуют в Германии еще с XIX века и показали себя хорошо", – говорил он. Совместное завещание поможет избежать конфликтов при разделе общего имущества супругов после смерти одного из них, а наследственный договор не только позволит избежать "сюрпризов" после вскрытия завещания, но и обеспечит четкое исполнение воли наследодателя благодаря изложенным в нем условиям (например, об обязании наследника оплатить обучение или лечение другого лица, упомянутого в договоре). Что касается фондов, то они для мировой практики тоже не в новинку, здесь депутат напомнил о фондах Нобеля, Боша, Форда, Майкла Джексона и Фредди Меркьюри, которые не только занимаются благотворительностью, но и осуществляют дальнейшее управление бизнесом умершего. По его словам, эта новелла является еще и своеобразной "антиофшорной мерой", поскольку россияне создают такие фонды, но за рубежом.

"Между тем очевидно, что для введения в законодательство подобных форм управления активами требуется разработка более детального и проработанного регулирования", – комментирует Гурченко из "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Мария Коровицына из "Хренов и партнеры" отмечает, что конструкции совместного завещания и наследственного договора недоработаны, а предложение о внесении дополнений в п. 4 ст. 256 ГК о доле пережившего супруга – неактуально, по ее мнению, для регулирования этих отношений вполне достаточно уже существующих положений в третьей части ГК РФ, а также норм Семейного кодекса.

Еще один важный вопрос, как сказал Крашенинников, касается "выживания нотариусов". В законопроекте предлагается заменить свидетельство о праве на наследство свидетельством о праве наследования на все имущество наследодателя, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни выражалось, или на долю в праве на такое имущество. В новый вариант свидетельства не будет в обязательном порядке включаться информация о наследственной массе. По словам депутата, эти сведения нередко являются неполными, поскольку в них включается только известное наследникам имущество, а "пассивы, например сведения о кредитных обязательствах, в 90 % случаев не включаются вовсе".

Согласно действующей редакции ст. 333.24 Налогового кодекса РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию госпошлина для детей, в том числе усыновленных, супруга, родителей, полнородных братьев и сестер наследодателя составляет 0,3 % стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., для других наследников – 0,6 % стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб., в то же время за принятие мер по охране наследства взимается 600 руб. Поправками предполагается установить фиксированные тарифы за выдачу свидетельства о праве наследования: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя – 500 руб., другим наследникам – 1000 руб. Крашенинников сказал, что это вызвало закономерную негативную реакцию нотариусов, ведь в небольших городах многие из них "выживают на тарифах", то есть для них в экономическом плане установление фиксированной ставки совершенно невыгодно. Вместе с тем принципиально менять выбранный подход авторы проекта не намерены. "Мы готовы дискутировать о сумме тарифа, с учетом последних изменений в экономике ее можно увеличить, – сказал председатель законодательного комитета ГД, – а если наследники сами хотят перечисления имущества в свидетельстве, то это допустимо с сохранением действующего тарифа".

Предложенным нововведением недовольны не только нотариусы. "Всеобъемлющее свидетельство о праве наследования на все имущество наследодателя не лучшим образом отразится на гражданах в плане практического применения и предъявления такого свидетельства при последующем владении и распоряжении имуществом", – считает юрист Коровицына. По ее мнению, нововведения также негативно отразятся на системе функционирования нотариата и государственных органов.

Кто позаботится о наследстве?

Ведущий советник аппарата комитета Крашенинникова Алеся Демкина рассказала, что одним из самых актуальных вопросов, судя по поступающим от граждан жалобам, является управление наследственной массой в период, когда имущество еще не принято в наследство. "Бизнес-объекты на полгода остаются без управления. Если за это время об имуществе не позаботятся, от него может ничего не остаться", – сказала она. Предложенные изменения полностью "переформатируют" ст. 1173 ГК РФ (доверительное управление наследственным имуществом).

Сейчас правом на назначение доверительного управляющего обладает только нотариус, и то лишь по заявлению от заинтересованных лиц (наследников или их законных представителей). В новой редакции договор доверительного управления может быть заключен с душеприказчиком (им может быть как физическое, так и юридическое лицо), он же (как и нотариус) получает право назначать управляющего (или нескольких) по необходимости, без просьбы заинтересованных лиц.

В договоре доверительного управления обязательно должны учитываться распоряжения наследодателя (например, о том, как доверительный управляющий должен голосовать на собраниях директоров или акционеров). Нотариус (душеприказчик) приобретает обязанность контролировать действия управляющего, раз в два месяца требуя от него отчет.

Также новеллы затрагивают вопросы о судьбе имущества, находящегося в доверительном управлении. Согласно действующим нормам законодательства, договор доверительного управления действует шесть-девять месяцев (срок принятия наследства), а после охрана наследства и управление им прекращаются, вне зависимости от того, вступили ли наследники в права. Согласно проекту, имущество передается только после получения хотя бы одним из наследником свидетельства о наследовании, а если наследники не требуют такой передачи, договор доверительного управления считается заключенным на пять лет.

Требования кредиторов сейчас "замороживаются" до принятия наследства, в проекте – могут быть рассмотрены судом в любой момент, при этом интересы наследников представляют нотариус или душеприказчик. Один нюанс – взыскание не может быть обращено на имущество в доверительном управлении до прекращения действия договора.

В общем и целом члены правления АЮР высказались за то, чтобы поддержать проект, "как прогрессивный". Председатель Игорь Манылов, начальник ФАУ "Главгосэкспертиза России", отметил, что его необходимо обсудить "на местах", в региональных управлениях, еще до того, как тот пройдет первое чтение в Госдуме.

С текстом законопроекта № 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.