Госдума вчера обсуждала меры борьбы с пьянством за рулем. Несмотря на то, что статистика показывает снижение числа аварий, устроенных пьяными водителями, обмен мнениями сбился с темы "отдельных мер" для относительно небольшой категории злостных нарушителей на общее ужесточение законодательства. В арсенале высказанных идей оказались ограничение самостоятельности судей, повышение сроков заключения, ликвидация возможности примирения сторон и даже конфискация семейного автомобиля для острастки соседей.
После очередной трагедии на дороге, когда 29-летний пьяный лихач Александр Максимов устроил ДТП с семью погибшими, вчера в Госдуме спешно состоялось заседание, на которое были приглашены глава ГИБДД России Виктор Нилов и замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Дополнительный настрой ему обеспечил председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, который с утра говорил о том, что в России растет число случаев задержания водителей в нетрезвом состоянии. По его словам, за 8 месяцев текущего года на дорогах погибли 17057 граждан. "В общей сложности задержано 423498 человек [в нетрезвом состоянии] и 238788 человек отказались от освидетельствования", — сказал Плигин, не уточнив, за какой период эти данные.
В течение часа собравшиеся в режиме нон-стоп говорили о собственных идеях реформирования системы наказания для подобных нарушителей. Первым выступал Нилов, который кардинально разошелся в оценках ситуации с Плигиным — глава ГИБДД, наоборот, рассказал о "реальном снижении" числа водителей, которые управляют транспортными средствами в нетрезвом состоянии и являются участниками ДТП. "Если несколько лет назад мы фиксировали, что это каждое четвертое-пятое ДТП, то на сегодняшний день, к радости, только [каждое] тринадцатое", — сообщил Нилов.
Одновременно он призвал парламентариев подойти к решению проблемы пьянства за рулем комплексно и заговорил о том, что норма о лишении водительских прав "работает не в полном объеме". "Сегодня граждане, к сожалению, злоупотребляя в какой-то степени нашим попустительством, продолжают управлять [автомобилем] будучи лишенными [водительских прав]. За последние несколько лет количество таких людей увеличилось в полтора раза", — признал он. По его мнению, это говорит о том, что определенная категория людей игнорирует требования закона, и к ней "нужно подбирать отдельные меры". Как вариант он предложил вспомнить существовавшую ранее практику и направлять человека на медицинское обследование, если он неоднократно попадался на управлении автомобилем в состоянии опьянения. "Эта практика неплохо себя зарекомендовала себя и в других странах", — добавил он.
Поделился Нилов еще одной идеей наказания для выпивающих за рулем - рублем. Он напомнил, что закон о страховании обязательной автогражданской ответственности допускает возможность вводить повышающие коэффициенты, а затем задал вопрос: "Может быть, для тех, кто дважды хотя бы попался в нетрезвом состоянии, тоже [коэффициенты] должны быть выше?" Впрочем, от участников обсуждения он не услышал ни критики, ни поддержки.
Кузин из МВД, в свою очередь, привел статистику за 2011 год, характеризующую ситуацию с выявлением водителей, которые неоднократно попадались за рулем в нетрезвом виде. По его словам, всего их было 8100, из них более 7000 — два раза, 518 — три, 71 — четыре и двое — 13 раз. А следом Кузин предложил проработать вопрос о возможности досрочного возвращения водительских прав тем, кто лишен права управлять автомобилем за пьянство за рулем, если они будут готовы установить "алкозамки" (благодаря ним невозможно завести машину в состоянии алкогольного опьянения). Высказался он и за введение уголовной ответственности для водителей, неоднократно попадавшихся за рулем в нетрезвом виде.
Ирина Яровая из "Единой России" согласилась с ним в этом и предложила не дожидаться момента, когда лишенный прав человек в пьяном виде совершит наезд на кого-то, и ввести уголовную ответственность уже за сам факт нахождения за рулем без изъятого "за пьянку" водительского удостоверения. "Суд, государство признали данное лицо потенциально общественно опасным, ограничили его в праве управления источником повышенной опасности. [Если такой человек] садится за руль, будучи лишенным права, это уже преступление", — сказала она, добавив, что "введение нового состава и нового вида преступления совершенно очевидно назрело".
Высказалась она и за введение нижних пределов наказаний в ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), которые были исключены из нее в декабре 2011 года благодаря вступлению в силу так называемого "третьего пакета либерализации УК" Дмитрия Медведева. Тогда говорилось о том, что судьям необходимо дать больше свободы в выборе наказания с учетом обстоятельств каждого дела, а теперь Яровая решила с этим поспорить: "Отсутствие нижнего предела на практике означает <…> абсолютную вариативность решения суда, и конечно же вопрос справедливости наказания будет [обсуждаться] постоянно в обществе".
При этом она обратила внимание на "недопустимую вещь": максимальное наказание для водителя, совершившего ДТП с погибшими или получившими тяжкий вред здоровью, в трезвом виде и в пьяном отличается всего на два года. Резюмируя сказанное, Яровая сказала, что предлагает установить нижний предел санкции на уровне не менее пяти лет лишения свободы, а максимальный — на уровне 15 лет, что соответствует наказанию за умышленное убийства одного лица.
Единоросс Вячеслав Лысаков поддержал последнее предложение коллеги и добавил, что в комитете по госстроительству разработан законопроект, который отменяет возможность примирения сторон, если в ДТП есть погибшие. "Наша точка зрения – примирение может быть только в том случае, если человек выжил. Только он может решить, прощает он обидчика или нет, — сказал депутат. — Но если человек погиб, то примирения не может быть, потому что это совершенно асоциальная статья. Если есть деньги – не сидишь, нет денег – сидишь. Родственники могли находиться, кстати, в плохих отношениях с погибшим".
Одновременно он озвучил свое давнее предложение с отменой "нулевого промилле", традиционно заметив, что "сухой закон" не отменяется, а становится справедливым, поскольку под ответственность не попадут невиновные люди, у которых будет обнаружено ничтожно малое содержание алкоголя в крови. Эсер Дмитрий Гудков в свою очередь предложил разрешить водителям проходить и независимое освидетельствование, пояснив, что врачи в 95% случаев встают на сторону сотрудников ГИБДД.
Единоросс Дмитрий Вяткин озвучил уже звучавшую много раз идею о возвращении балльной системы штрафов. "Если [человек] неоднократно совершает то или иное нарушение ПДД, на третий или иной раз, в зависимости от тяжести этого нарушения, должна наступать санкция в виде лишения прав", — полагает он.
Единственной идеей, которая вызвала публичное расхождение во мнениях у парламентариев, оказался вопрос о возможной конфискации транспортных средств у водителей, попавшихся пьяными. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников высказал сомнение в возможности реализации этой меры, пояснив, что автомобиль может находиться в общей семейной собственности. "Мы его [водителя] наказываем, семья и так натерпелась от него, да еще и забирают из семьи, может быть, единственное то, что хоть что-то стоит, что можно продать", - сказал единоросс, уточнив, что это сфера не только уголовного и административного права, но еще и гражданского. Но его опасений не разделил депутат от ЛДПР Игорь Лебедев, который убежден в том, что "пример соседа" положительно скажется на общей ситуации в стране. "Я уверен, что если в доме у соседа отняли машину за то, что он в нетрезвом виде сел за руль, это остановит подавляющее большинство жителей дома от совершения подобного правонарушения", — кратко объяснил он.
Завершая мероприятие, Плигин попросил коллег в течение недели направлять в комитет свои предложения о совершенствовании законодательства по обсуждавшейся проблематике. Результатом такой работы должен стать законопроект, который будет внесен в Госдуму в ближайшие недели.