Утверждение новых судей в высшие инстанции в Совете Федерации сопровождалось всплеском негодования спикера палаты по поводу случая с арбитражным судьей, попавшимся на взятке — Валентине Матвиенко не нравится, что уголовного дела пока нет, а ВАС не способствует его возбуждению. А председателю ВС РФ Вячеславу Лебедеву пришлось объяснять, что назначать в Верховный суд судьей юриста без судейского опыта — нормально.
Полномочный представитель президента Александр Котенков, представлявший сегодня в Совете Федерации кандидатуры на вакантные должности в высших судебных инстанциях был лаконичен — просто повторил свои слова, произнесенные вчера на заседании сенатского комитета по конституционному законодательству. Из его выступления следовало, что у Сергея Асташова высшее юридическое образование, стаж работы по специальности 22 года, из них в должности судьи — 20 лет. В настоящий момент он первый заместитель председателя Красноярского краевого суда. У Дмитрия Сабурова стаж работы по юридической профессии 19 лет, все это время он проработал судьей, сейчас — в Архангельском областном суде. Олег Зателепин в юридической профессии уже 15 лет, но стажа в должности судьи не имеет, занимался научной и преподавательской работой, кандидат юридических наук, доцент. "В настоящее время работает в аппарате ВС РФ и является замначальника управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ", — добавил Котенков.
- Без опыта судьи-то как мы рекомендуем? — удивилась сенатор Светлана Орлова.
- В соответствии с законодательством РФ судьей ВС может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий стаж работы по юридической профессии. Для судьи ВС законодательство не предусматривает требование об опыте работы судьей, — сказал Котенков и переадресовал вопрос председателю ВАС Вячеславу Лебедеву.
- Дело в том, что практика в ВС уже сложилась. Вы назначили не одного — более десятка судей ВС РФ, которые не имеют стажа работы по специальности судьи, но являются учеными, кандидатами, докторами юридических наук, — объянил Лебедев. - Зателепин работает в ВС почти 10 лет. Он принимает участие в обобщении судебной практики, выработке наших правовых позиций. Очень подготовленный и грамотный специалист. Прошу при всех ваших сомнениях поддержать нас и поверить, что это будет достойный судья ВС".
Вопросов по поводу нарушения ПДД Зателепиным, который обсуждали сенаторы вчера на заседании комитета по конституционному законодательсву, сегодня ни у кого не возникло. Зато Орлова поинтересовалась у претендента, что же будет для него "основой при вынесении приговора". "Справедливость и закон", — ответил он.
Не менее общий вопрос адресовала Орлова и Асташову: "Что вы считаете главным в работе судьи?" "Службу правосудию", — сказал Асташов.
- Чтобы качество работы судьи [райсуда, мирового участка] было соответствующим, сколько в год примерно он должен рассматривать дел? — поинтересовался Игорь Чернышов.
- У судов выбор небольшой: сколько дел есть — столько они и будут рассматривать, — ответил Асташов.
- Когда принимаете жесткие решения, сами потом переживаете или уже профессиональный иммунитет к эмоциям и чувствам после вынесения приговора? — спросила спикер СФ Валентина Матвиенко у Сабурова.
- Так или иначе любое дело оно проходит через тебя, и в той или иной мере как-то все равно по-человечески ты переживаешь, волнуешься, беспокоишься, — ответил тот.
Арбитражный суды призвали к самоочищению
Последней сенаторы рассматривали кандидатуру претендентки на пост судьи ВАС Галины Кирейковой. Котенков коротко сообщил, что она имеет высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности у нее составляет 19 лет, из них в должности судьи — 17 лет. В настоящее время является судьей Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Вопросов к претендентке было немного, в частности, сенатор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев поинтересовался у нее, как сказывается на качестве рассмотрения дел сегодняшняя нагрузка. "Кассационной инстанции, наверное, грех жаловаться на большое количество дел, потому что их не столько, сколько в первой и апелляционной инстанции. Такое количество можно рассматривать и объективно, и всесторонне и внимательно", — ответила Кирейкова.
А вот заместителю председателя Высшего арбитражного суда Артуру Абсалямову пришлось непросто. Он только произнес фразу о том, что глава ВАС Антон Иванов поддерживает кандидатуру Кирейковой и просит назначить ее судьей высшей инстанции, как слово опять взяла Орлова, и Абсалямов улышал ее традиционный набор претензий к арбитражным судам (она их предъявляет каждый раз, когда в Совфед приходит кто-то из судей). Решения там несправеливые и сложно получить документы. "У нас две стороны в споре и вторая сторона всегда получает, по ее мнению, несправедливое решение, — ответил Абсалямов. — Если есть такие нарекания мы, безусловно, обратим внимание на сложившиеся, по вашему мнению, недостатки".
Затем Валентина Матвиенко подняла тему коррупции, напомнив о том, что в январе на взятке в 20 млн руб. попался судья Арбитражного суда Краснодарского края Сергей Русов. "Сегодня 6 марта. До сих пор уголовное дело не возбуждено. Почему? У нас есть какая-то каста неприкасаемых или это чисто юридический вопрос?" — с вызовом поинтересовалась она.
- Законодательные правила таковы, для возбуждения уголовного дела требуется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей. ВАС в этом случае какой-то высшей компетенции не имеет, — ответил Абсалямов.
- Вообще в течение месяца должно быть возбуждено уголовное дело. Так что до сих пор нет обращения [от следственных органов] в коллегию? — удивлялась Матвиенко.
- У нас нет таких данных, — отрезал Абсалямов.
- Сейчас идет самоочищение власти, а с вашей стороны — совсем никаких действий. Вы, зная этот факт, спокойно ждете, наблюдаете, поступит или не поступит к вам заявление, — спикер Совета Федерации одновременно и негодовала, и демонстрировала то, что у нее существуют весьма отдаленные представления о том, каков механизм возбуждения уголовных дел вообще и против судей в частности.
- В этот регион у нас выезжал зампредседателя ВАС, разбирался в ситуации. Но обратиться с запросом о возбуждении уголовного дела у нас нет полномочий, — ответил Абсалямов.
- Я не призываю вас к нарушению закона. Вы сами должны бороться за самоочищение системы, понимаете? Вы сами должны показать обществу, что вы не сидите полтора месяца и не ждете, — твердила свое Матвиенко, а затем обратилась к председателю комитета по конституционному законодательству СФ Андрею Клишасу: — Прошу сделать официальный запрос в следственные органы, почему нарушается законодательство и в течение месяца не было запроса в коллегию судей и попыток возбудить уголовное дело".
Но на результатах голосования разбор ситуации с Русовым не сказался — все кандидаты получили примерно одинаковую поддержку. В поддержку Асташова, который будет работать в судебной коллегии ВС РФ по гражданским делам, высказались 138 сенаторов, один был против, двое воздержались от голосования, за криминалиста Зателепина проголосовали 122 сенатора, трое были против и 19 воздержались, за его коллегу по угловной коллегии Сабурова — 138 сенаторов, двое были против, семь воздержались. Кандидатуру Кирейковой поддержали 129 членов СФ, пятеро были против, а шесть воздержались от голосования.