ПРАВО.ru
Репортаж
2 июля 2013, 16:24

Суд не признал условия договора конфиденциальной информацией

Суд не признал условия договора конфиденциальной информацией
Фото с сайта vip-clinic.by

Юристам соцсети для врачей, называющей себя крупнейшей в мире, и одной из ведущих российских SEO-компаний вчера было неуютно в АСГМ. Поучительный тон не нужен, "процессуально теряться" — достойно сожаления, а излагать одну мысль "различными способами словесного изображения" — неуважение к суду и стороне, корила оппонентов судья. Но один из них может вздохнуть с облегчением: иск на 1,2 млн руб. отклонен. 

В 2009 году Станислав Сажин и Андрей Перфильев основали социальную сеть для врачей "Доктор на работе", в том же году сайт заработал, а в 2012 году для его продвижения была нанята компания "Ашманов и партнеры", занимающаяся интернет-маркетингом. План был таков: к октябрю 2012 года в "Докторе" должно быть 100 000 зарегистрированных врачей-пользователей. Но в итоге сотрудничество проекта Сажина и Перфильевым c "Ашмановым и партнерами" обернулась публичным скандалом, вспыхнул он 15 октября 2012 года.

Сажин, генеральный директор "Доктора", остался недоволен качеством работы подрядчика, о чем в резкой форме сообщил у себя в Facebook. SEOшники, как он написал, разместили рекламу на портале знакомств, и в результате регистрироваться на сайт врачей приходили отнюдь не медработники, а, как указал Сажин, например, проститутки. Сотрудники "Ашманова" молчать не стали. "Ксения Рыжкова подробно описала в комментариях (в настоящий момент тред удален – "Право.Ru"), каким образом строился процесс работы – сколько и за что платят при размещении рекламы, что поставлена цель — достижение 100 000 пользователей к 14 октября 2012 года", — говорил вчера представитель "Доктора" в Арбитражном суде города Москвы, который рассматривал иск соцсети к "Ашманову и партнерам" о компенсации в 1,2 млн руб. за разглашение конфиденциальных сведений (Дело А40-23492/2013). Была названа стоимость контракта и стоимость одного привлеченного пользователя — 100 руб. (попутно Сажину попытались объяснить, что за эту сумму он мог получить именно то, что получил, а никак не 100 000 врачей). 

- Мы оспариваем нарушение одного из пунктов договора, который гласит об обязанности ответчика не разглашать любую информацию, полученную от заказчика, — говорил сохранивший для публики инкогнито представитель "Доктора". — Факт получения информации был признан.

- Ответчик же не признает иск! — прервала его судья Светлана Шустикова и попыталась выяснить, какая именно конфиденциальная информация была разглашена: — Что он обязан был хранить, получив от вас? А то можно, сами знаете, и по секрету всему свету… Что именно вы ему передавали со словами "смотри, храни"?

- Любую информацию, полученную от заказчика, ответчик должен хранить в тайне. Информация касалась условий договора – какими способами надо привлекать на сайт истца посетителей и пользователей, — ответил представитель "Доктора".

- То есть каждое слово становится секретным? – удивилась судья. Тогда юрист истца пояснил, в договоре есть иной пункт, где сказано – "кроме общедоступной информации".

Адвокат Александр Сухарев, представляющий интересы "Ашманова и партнеров", не был согласен с тем, что любая информация, за исключением общедоступной, является секретной. "Детального определения конфиденциальная информация не имеет, но есть список, установленный указом президента (указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 — "Право.Ru"). К конфиденциальной информации в нем причислена, например, коммерческая тайна. Представители истца не указывают еще на один из пунктов договора. В нем сказано, что сведения, составляющие коммерческую тайну, передаются отдельным актом. Но такой акт не составлялся, и такие сведения переданы не были. Согласование цены, информация о чем попала в общий доступ — это не передача [конфиденциальной] информации, — говорил он.

- Не надо использовать тут только поучительный тон, — упрекнула его судья. Она то ли торопилась, то ли была чем-то недовольна: обеим сторонам доставались едкие замечания.

- Хорошо, — поправился Сухарев. -  Истцы ничего не предоставили, подтверждающее их правоту, хотя должны все обосновывать. По договору предъявлять претензии смысла нет. Коммерческие риски всегда присутствуют в той или иной степени, и если истец остался недоволен… 

Узнать, что следовало делать "Доктору на работе" не удалось, — судья остановила адвоката и обратилась к его оппоненту:

- Поясните мне, из чего складывается сумма иска?

Тот озадаченно переспросил, на какой стадии процесс – в прениях, или все еще идет предоставление доказательств.

- Очень странно, что одна из сторон не понимает, где находится. Если вы так процессуально потерялись, мне очень печально. По желанию, в какой хотите стадии себя ощущайте, — съязвила судья, и представитель "Доктора" сначала все-таки решил ответить на довод Сухарева:

- В договоре есть два понятия – конфиденциальная информация и коммерческая тайна. Исполнитель гарантирует конфиденциальность именно всей информации, переданной заказчику. Указ президента это не контролирует. А размер убытков оценить очень сложно.

- Да размер понятен – цена сделки, — отмахнулась судья.

Однако, по мнению юриста соцсети, это верно лишь отчасти. "Да, с одной стороны, размер – цена договора, — сказал он. — С другой, разглашением информации бизнесу истца был причинен репутационный вред. "Доктор на работе" – это сайт для врачей, доход приносит реклама от фармацевтических компаний. Ряд клиентов нам говорит: что ж такое, врачи узнают, что их за деньги привлекают на сайт, и часть рекламодателей от нас отказались". Затем он признал, что "прямых доказательств" этому нет, и продемонстрировал творческое применение "принципа, провозглашенного Президиумом ВАС, – справедливости и соразмерности". От среднего клиента, по его словам, доход сайта составляет 300 000 руб., от постоянного рекламодателя – 900 000 руб. "Если предположить, что от наших услуг отказались  – один крупный и один средний [клиент], то как раз и получается 1,2 млн руб.", — резюмировал представитель "Доктора".

- Некоторые вещи [в вашей речи] — сплошные предположения и допущения. Документально подтверждены доходы истца от рекламодателей? – спросил адвокат Сухарев.

- Это упущенная выгода! — парировал истец.

- Хотелось бы понять… — начал было представитель "Ашманова и партнеров", но судья его перебила:

- Это не та площадка, где мы что-то понимаем. Я все оценю в совещательной комнате.

- Все, что сказано истцом – голословно и ничем не доказано. Договор – это результат согласования двух сторон. Без всякой передачи информации: вот условия, вот цены… — попробовал продолжить Сухарев, но судья рассердилась.

- Ну, нельзя одну мысль просто излагать различными способами словесного изображения! Это неуважение к суду и стороне! – воскликнула она. Затем, уточнив у представителя истца, что ему больше сказать нечего, удалилась в совещательную комнату. А когда вернулась, буквально через две минуты, объявила, что в удовлетворении исковых требований отказано. "Доктор на работе" будет подавать апелляционную жалобу.