ПРАВО.ru
Репортаж
27 ноября 2013, 23:00

У стороны обвинения в "Болотном деле" иссякли доказательства

У стороны обвинения в "Болотном деле" иссякли доказательства
Фото с сайта www.novayagazeta.ru

 

Автор: Стелла Мхитарян

Прокуроры по "делу двенадцати" на последнем заседании попросили зачитать описания обнаруженных у потерпевших травм, а затем, никого не предупредив, объявили, что заканчивают предоставлять доказательства. Защите дали время до 2 декабря, чтобы подготовить свою часть: начинать будут с допроса свидетелей. Тем временем подсудимый Кривов прекратил голодовку и активно переписывается со Страсбургским судом через своего адвоката.

6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Демонстранты винили в конфликте слишком плотное оцепление и провокаторов в масках, которым полиция не мешала, правоохранители утверждают, что дело в агрессии оппозиционных активистов, которые прорвали цепочку. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Наумову и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).

В среду, 27 ноября, сторона обвинения в лице прокуроров Ольги Стрекаловой и Алексея Смирнова неожиданно для защиты заявила о том, что заканчивает представлять свои доказательства и передает это право стороне защиты.

Заседание началось с ходатайства адвоката Вячеслава Макарова (представляет интересы Сергея Кривова) о приобщении к материалам дела документа от Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) – подтверждения получения 19 ноября 2013 года его заявления о принятии безотлагательных мер в связи с состоянием Кривова. В ответе ЕСПЧ содержалось требование к властям предоставить соответствующую информацию о здоровье Кривова до 12:00 27 ноября. Ходатайство было оставлено председательствующим судьей Натальей Никишиной без удовлетворения, так как "не содержит обстоятельств, имеющих значения для дела".

Напомним, 19 сентября Кривов объявил голодовку в связи с тем, что ему не дают ознакомиться с протоколами судебных заседаний в установленный законом трехдневный срок. За время голодовки подсудимый сильно похудел, было видно, что он плохо себя чувствует. На прошлой неделе он даже не мог сидеть во время заседаний и лежал в клетке. Несмотря на это, из СИЗО была представлена справка о якобы удовлетворительном состоянии его здоровья и возможности принимать участие в процессе. Впрочем, Макаров довел до сведения суда, что врач не осматривал его подзащитного. Ходатайства адвоката о вызове скорой медицинской помощи были судом отклонены. В минувшую пятницу, на 65-й день Кривов заявил о выходе из голодовки. Это сложный процесс, осуществлять который необходимо под наблюдением врачей, поэтому сейчас подсудимый содержится в больнице СИЗО "Матросская тишина". В понедельник он не был доставлен в суд, так как (согласно предоставленным медицинским документам) не мог участвовать в слушаниях по состоянию здоровья.

Адвокат Дмитрий Аграновский (его подзащитными являются Владимир Акименков и Ярослав Белоусов) просил о переводе процесса обратно на трехдневный режим работы (с 11 ноября слушания ведутся четыре раза в неделю). Он отметил, что подсудимые не успевают физически восстанавливаться, отдыхать. Кроме того, они не имеют возможности готовиться к защите. Также адвокат ходатайствовал о переводе слушаний обратно в Мосгорсуд (с 1 октября слушания были перенесены из здания Московского городского суда в Никулинский райсуд). Судья объявила о внесении заявления защитника в протокол, но не ставила эти вопросы на обсуждение, поскольку они "не являются ходатайством".

Сторона обвинения просила огласить заключения судебно-медицинских экспертиз в отношении ранее допрошенных в ходе судебных слушаний потерпевших — бойцов ОМОН Антона Деркача, Алексея Зелянина, Владимира Филиппова, Александра Земскова, Владимира Каюмова, Алексея Троерина, а также потерпевшего из числа демонстрантов 75-летнего Валентина Яструбинецкого. Прокурор Смирнов сразу отметил, что на этом обвинение закончит представлять доказательства и предоставит эту возможность стороне защиты.

Адвокат Степана Зимина Максим Пашков возражал против удовлетворения ходатайства обвинения, так как травмы, полученные указанными потерпевшими, не имеют отношения к подсудимым. Напомним, Деркач, Земсков и Каюмов в ходе судебных слушаний заявляли, что не видели, кто наносил им удары, не видели самих подсудимых и, соответственно, не считают себя потерпевшими от их действий. Екатерина Горяйнова (адвокат Ярослава Белоусова) дополнила своего коллегу и заявила о необходимости огласить документы в отношении Филиппова и Троерина. Суд однако удовлетворил ходатайство обвинения в полном объеме.

Из оглашенных экспертиз следует, что полученными травмами потерпевшим либо был причинен легкий вред здоровью, либо не был причинен вовсе. В частности, в отношении Троерина указано, что продолжительное лечение обусловлено "субъективными жалобами при отсутствии объективной симптоматики". Подкожная гематома левого плеча Зелянина не влечет потери здоровья. Самая распространенная фраза в экспертизах – в виду отсутствия морфологических признаков и видимых повреждений "высказаться о давности и возможности образования не представляется возможным". Вместе с тем не исключена возможность получения травм 6 мая 2012 года.

Представляющий в процесса Владимира Акименкова и Николая Кавказского адвокат Дмитрий Айвазян обратил внимание на то, что экспертизы проводились заочно на основании изученных медицинских карт больных. "Необходимо ознакомиться с первичными медицинскими документами, исходя из которых эксперт сделал вывод. Они в материалах дела отсутствуют", — добавил защитник. Он просил истребовать их из Следственного комитета и приобщить к материалам дела. Сторона защиты поддержала Айвазяна, однако судья не нашла оснований для удовлетворения ходатайства.

В связи с тем, что обвинение, не уведомив сторону защиты, неожиданно прекратило представлять доказательства, защита просила объявить перерыв в слушаниях до 9 декабря. Это время необходимо адвокатам для возможности подготовиться к предоставлению своих доказательств. Начать же они хотели с допроса свидетелей. Судья Никишина "с учетом разумного срока" решила отложить процесс только до 2 декабря.