Решение лишить судью мантии ККС Еврейской автономной области приняла в марте этого года. Представление, в котором содержалось предложение досрочно прекратить полномочия Леонида Михайлова, подал в квалифколлегию ЕАО председатель Суда Еврейской автономной области Виталий Старецкий. Тому, в свою очередь, пожаловался председатель Биробиджанского районного суда Еврейской АО, в котором работал Михайлов, – Сергей Ушаков. Он предлагал Михайлову уйти с должности самостоятельно, но после отказа инициировал дисциплинарное производство.
Председатель райсуда указывал на то, что при вынесении решений Михайлов нарушал закон, допускал волокиту и обладал недостаточной квалификацией, а во время заседания вел себя недостойно. Так, во время рассмотрения одного из уголовных дел судья Михайлов уснул – после распространения видео с засыпающим судьёй и было подано представление в ККС.
Сам Михайлов в ходе заседания в ВС отрицал, что спал на заседании, и настаивал: произошедшее – это не сон, а временная потеря сознания из-за болезни и приёма успокоительных. Препараты, по словам судьи, он стал принимать без назначения врача из-за проблем в семье. Михайлов говорил, что в ККС не смотрели видеозапись, а "поверили на слово" автору представления – что, впрочем, отрицала присутствовавшая в заседании глава ККС региона Ирина Журова. Она сообщила судьям, что с материалами – в том числе с видео – члены коллегии ознакомились до заседания. Помимо видеозаписи, факт подтверждался показаниями свидетелей, в числе которых судебный пристав и секретарь. Почему они дали такие показания, если это, по версии Михайлова, не соответствовало действительности, он объяснить не смог. "Тройка" судей ВС просмотрела ролик в ходе заседания. На видео было очевидно, что судья, как заметил председательствующий Сергей Рудаков, "погружается в дремоту". Однако и после просмотра видео Михайлов продолжил отрицать нарушения.
ВС также сосредоточил внимание на значительном количестве изменений и отмен судебных актов, вынесенных судьей. Обсуждались и слишком долгие сроки рассмотрения уголовных дел – в одном из случаев оно затянулось почти на четыре года. Также речь шла о 19 частных определениях в адрес Михайлова. "На следующий год их было уже меньше – старался," – указал судья в своё оправдание, вызвав улыбку членов коллегии. Он также ссылался на неопытных секретарей и большую нагрузку.
Михайлов отрицал и ссылки на низкую квалификацию – он настаивал, что поддерживал свой профессиональный уровень. А то, что и в ходе повышения квалификации он получал нелестные отзывы о собственных знаниях, он объяснил предвзятостью коллег.
В заседании выступила и представитель ККС ЕАО Ирина Журова. Она отрицала процессуальные нарушения в ходе заседания региональной квалифколлегии. Она подчеркнула: волокита, частные определения, затягивание рассмотрения дел и "вопиющий факт сна" – который, указала Журова, судья признавал на заседании региональной ККС, – и заставили квалифколлегию принять решение о лишении полномочий.
"Он хороший человек: добрый, отзывчивый, но у него слабые профессиональные знания и нет судебного авторитета, он не может провести процесс", – объясняла она в ходе выступления в ВС, указывая на многочисленные недочеты в работе экс-коллеги.
Аргументы ККС в дисциплинарной коллегии сочли более убедительными и отклонили жалобу судьи, не вернув ему полномочия.