ПРАВО.ru

Суд Еврейской автономной области


Суд Еврейской автономной области
Руководство
Председатель суда Старецкий Виталий Викторович
Заместитель председателя суда Гавриков Игорь Валерьевич
Заместитель председателя суда Пышкина Елена Владимировна
Заместитель председателя суда Серга Наталья Семеновна
Контакты
Адрес679016, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10
Телефон(42622)23-252
Сайтos.brb.sudrf.ru/

История

Упоминание о деятельности Народного суда на территории нынешней ЕАО можно встретить  в документах исполнительного комитета Биро-Биджанского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, осуществлявших государственную власть на территории Биро-Биджанского района.

Первым председателем Народного суда Биро-Биджанского национального района, а потом и  областного суда был 24-летний Илья Давидович Перлов, имеющий высшее юридическое образование. В 1946 году он уже работал заместителем министра юстиции РСФСР. В списке работников областного суда тех лет упоминаются имена  Якова Маякова, Моисея Бейлина, Абрама Сецена, Ноаха Гехмана.  

В 1934 году, с образованием  Еврейской автономной области,  Народный суд Биро-Биджанского национального района преобразуется в суд ЕАО. Идет кадровая комплектация районных народных судов. Областной суд рассматривает наиболее сложные дела по первой инстанции, а также   дела в кассационном и надзорном порядке. Структурные подразделения областного суда - коллегия по уголовным и гражданским делам, бухгалтерия, секретариат.

В это время на территории автономной еврейской национальной области (так в официальных документах тех лет упоминается ЕАО) действуют 3 районных народных суда:  Бирского района, Блюхеровского, Смидовичского и города Биробиджана. Хотя этот статус на государственном уровне  Биробиджан получил только в 1937 году, во всех официальных документах начала 30-х годов он упоминается именно как город.  А суд административного центра ЕАО именовался Биробиджанским городским.    

До 1940 года Областной суд подчинялся Управлению Народного Комиссариата юстиции ЕАО. С 1941 - Народному Комиссариату юстиции РСФСР, а с 1946 - Министерству Юстиции республики.  В 30-е годы ХХ века работу судов,  как и любых других учреждений советского государства,  строго оценивали  партийные органы и исполнительная власть. Несмотря на то, что в своей работе судьи должны были руководствоваться решениями партии и правительства, от них, прежде всего,  требовалось «следовать закону, стоять на страже прав трудящихся, приблизить судебную работу к населению». Судьи регулярно должны были проводить учебу с народными заседателями - «повышать их юридическую квалификацию». В обязанности судей входила организация  выездных заседаний в населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях,  колхозах.

В 1938 году  начинается реорганизация судебной системы. В это время упраздняются специальные коллегии Дальневосточного краевого суда и лагерных судов. Дела, входившие в их компетенцию,  передаются в подсудность областного суда и районных народных судов. В связи с этим в   ЕАО создаются три новых судебных участка: третий участок  Бирского района на станции Известковая, второй Смидовичского района  в поселке Новая Волочаевка, третий участок Биробиджанского района с центром в поселке Новый Биробиджан. К его территориальной подсудности кроме сел и колхозов относились все лагерные пункты одного из участков Дальлага НКВД и первого отделения Юго-Восточных железнодорожных лагерей. 

В первый год Великой отечественной войны в судах ЕАО прошло сокращение штатов. Многие сотрудники ушли на фронт. Суды области, как и вся страна, работали в режиме военного времени. В 1946 году в связи с реорганизацией органов юстиции областной суд перешел в подчинение Министерству Юстиции РСФСР. 

В начале 90-х годов прошлого века началась реформа судебной системы Российской Федерации, цель которой - создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности и открытости, повышения эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение независимости судей. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную и гарантировала каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Судебная ветвь власти стала самостоятельной, не зависящей от других.  

В 2005 году в ЕАО введен суд присяжных. Для его работы был оборудован специальный зал, совещательная комната. Первое дело с участием присяжных заседателей рассматривалось в областном суде в сентябре 2005 года.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).