Работа над схемой ведется с прошлого года, рассказали изданию высокопоставленный госбанкир, источник в зарубежном банке, высокопоставленный финансовый чиновник и источник на финансовом рынке. «Каждый важный банк имеет пошаговый план, что он делает в той или иной ситуации. Первый месяц расписан по дням, если не по часам», – говорит один из собеседников.
Существуют два ключевых риска – это отключение от системы межбанковских сообщений SWIFT и ограничение валютных операций. В первом случае будет задействована система обмена финансовыми сообщениями ЦБ. Что касается второй угрозы, то прорабатываются несколько сценариев. Инсайдеры говорят, что они позволят выиграть время, успокоить клиентов и избежать резкой остановки валютных расчетов.
Среди возможных вариантов – использование взаимных корреспондентских счетов. Крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк, имеют такие счета в ряде иностранных банков, включая Citibank и JPMorgan. Если банк окажется в санкционном списке SDN, то не сможет проводить внешние транзакции в долларах США.
На этот случай банки готовятся использовать валютные корсчета, которые у них уже есть, или открывать новые. «То есть они будут эти доллары гнать внутри себя через внутренние проводки, минуя корсчет (например) в Citi», – говорит источник в иностранном банке. Он уточняет: «Но все равно кто-то один из этой цепочки должен иметь корсчет в долларах в Citi или JPMorgan, им нужно будет все равно делать какие-то внешние платежи и (иметь) поступления, мостик должен быть».
Другие варианты связаны с предоставлением валюты Банком России «чистому банку», не попавшему под санкции, чтобы тот распределил ликвидность по системе, или напрямую подсанкционному банку, но тогда регулятор сам может угодить под ограничительные меры.
Последний законопроект о санкциях против России («О защите американской безопасности от агрессии Кремля», DASKA ), внесенный в Конгресс США в феврале, не содержит каких-либо жестких мер в отношении российских банков и не называет конкретных имен.