Прежде всего речь идет о том, чтобы исключить избыточно сложные процедуры, пишет «Коммерсант». Это двухэтапный конкурс, запрос предложений и конкурс с ограниченным участием. Если торги сорвались, то госзаказчик сможет заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.
Также предлагается разрешить компаниям обжаловать решение госзаказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке. Такое расторжение чревато как потерей контракта, так и обеспечения по нему, вне зависимости от того, добросовестно ли компания исполняла контракт. Кроме того, она автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Судебный спор за репутацию и потерянные деньги может длиться более полутора лет, подчеркивает замруководителя ФАС Михаил Евраев.
Служба считает, что претензионная переписка между заказчиками и поставщиками должна осуществляться через Единую информационную систему, что сделает ее прозрачной для контролирующих и судебных органов. Участие в рассмотрении жалоб предлагается сделать дистанционным, что облегчит жизнь региональным поставщикам. За жалобы, признанные необоснованными (в 2018 году – 36 000 из 64 000), нужно ввести госпошлину. Это, по мнению антимонопольщиков, защитит заказчиков от «профессиональных жалобщиков».
Согласно задумке ФАС, потолок начальной цены «коротких» аукционов должен быть увеличен с 3 млн до 50 млн руб. Для средних и крупных торгов введут предквалификацию – допуск получат только компании, выполнявшие аналогичные контракты меньшей стоимости. Появится и репутационный рейтинг, учитывающий качество, количество и стоимость предыдущих контрактов. «Было бы правильно, чтобы размер обеспечения заявки и контракта зависел от рейтинга поставщика», – говорит Евраев. Электронные аукционы упростят: участникам достаточно будет без заполнения огромных заявок направить только «согласие» на условия контракта. Также ФАС хочет исключить заранее определенный круг участников, чтобы те не могли сговориться.
По словам Евраева, служба планирует выработать общую позицию по этим вопросам с Минфином и Федеральным казначейством.