В рамках ПМЮФ «9½: законы коронавируса» состоялся круглый стол «Культура на карантине: ограничения и новые возможности». Первоначально в рамках X Петербургского международного юридического форума планировали обсудить особенности культуры в цифровую эпоху, но коронавирус придал этой теме новое звучание. Хотя музеи, галереи, театры и другие культурные учреждения вынужденно закрыты для посетителей, в виртуальной реальности их посещают тысячи людей.
Участники конференции обсудили те вызовы и возможности, которые принесла пандемия COVID-19 учреждениям культуры.
Модератором круглого стола выступил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Сбылись мечты музейщиков – музей, в котором нет посетителей, нет очередей и всё бесплатно», – пошутил он. Он предложил обсудить вопрос о том, способна ли культура противостоять истерии по поводу коронавируса, оценить вызванные им сложности и преимущества, а также высказаться о самой «цифровой культуре».
Министр культуры Ольга Любимова отметила, что культурная жизнь в России не остановилась из-за самоизоляции. Минкультуры уже давно наполняет контентом цифровые источники. «Сегодня «цифра» – это самостоятельный вид искусства, который позволяет по-новому раскрыться подлиннику», – подчеркнула она. Любимова напомнила о проблеме авторских прав и подчеркнула, что важно найти баланс между интересами потребителей, производителей культурной продукции и государственными органами. Она рассказала о мерах по борьбе с пиратством, которые принимаются уже сейчас, и заявила, что в будущем необходимо пересмотреть сам подход к защите авторских прав. Бремя доказательства должно лежать не на обладателе авторских прав, а на ресурсе, который разместил чужие материалы.
Она также рассказала о том, что сейчас от зрителей поступает очень много фидбэка в ответ на вынужденный переход культуры в цифровое пространство (вплоть до роликов с аплодисментами). Любимова отметила, что в период самоизоляции наибольший интерес вызвал образовательный и детский контент.
Анита Дафнис, директор по взаимодействию с государственными органами власти и международным отношениям Ассоциации директоров художественных музеев США, Канады и Мексики, рассказала о ситуации в регионе. По её словам, главной проблемой сейчас является финансирование: подавляющее большинство музеев Соединённых Штатов являются частными организациями в отличие от большинства других стран. Музеи получили широкую поддержку от благотворительных организаций на фоне закрытия из-за коронавируса. Но впервые и государство усилило поддержку музеям. Дафнис добавила, что музеи в цифровом виде обеспечивают сейчас образование и развлечение для детей, которые также находятся дома на самоизоляции. Говоря об авторском праве, она напомнила о том, что принцип Fair use (добросовестное использование) даёт музеям возможность использовать защищённые материалы без оплаты в образовательных целях.
«Мир – это велосипед, когда он перестаёт двигаться, то падает», – заявил Густаво Мартинс де Альмеида, советник по юридическим вопросам Музея современного искусства Рио-де-Жанейро. Сейчас сама природа вынудила музеи перестать быть статичными и вместо этого пойти навстречу вынужденно статичным людям. Де Альмеида отметил, что цифровые выставки, вероятно, останутся популярными и после окончания карантина. Он также подчеркнул, что самоизоляция даёт возможность заинтересовать людей музейной культурой, привлечь тех, кто в эти музеи не ходит.
«За последние два месяца культура в значительной степени обеспечила психологическую стабильность», – отметил Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству и экс-глава Минкультуры. Он подчеркнул, что в виртуальном мире можно реализовать то, что невозможно в реальном, он снимает множество юридических трудностей. Швыдкой также отметил, что в контексте авторского права важно понять, о каком праве идёт речь: на первоначальный объект искусства или на его цифровую копию. Он выразил уверенность, что цифровое искусство представляет собой нечто большее, чем просто трансляция, а его статус заслуживает серьёзного рассмотрения и обсуждения.
Пиотровский напомнил, что Государственный Эрмитаж в своём первоначальном смысле означает «уединение» и что у музея есть опыт существования в условиях осады во время блокады Ленинграда. И сейчас он актуализирует этот опыт.
Дафнис отметила: пока музеи Америки недостаточно успешны, они далеко не до всего населения достучались даже в цифровом формате, а это, возможно, главный вызов сейчас. Де Альмеида выразил оптимизм в этом отношении и заявил, что сейчас, возможно, лучшая возможность достучаться до screen-ager’ов, до поколения, которое видит мир только через экраны смартфонов.