Конституционный суд признал положение ст. 98.1 Лесного кодекса (Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений), которая не регулирует исключение юрлиц из реестра недобросовестных арендаторов лесных участков, противоречащим Основному закону, говорится в сообщении на сайте КС.
Такое решение было вынесено по жалобе золотодобывающей компании ООО «Горизонт», которую в 2018 году Арбитражный суд Амурской области включил в соответствующий реестр. Поводом стал иск регионального Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности (№ А04-6158/2018), которое потребовало от компании выплатить 1,2 млн руб. долга за аренду лесного участка и пени.
Позднее ООО «Горизонт» подал исковое заявление в АСГМ (дело № А40-120024/2019) с требованием к Рослесхозу исключить его из реестра недобросовестных арендаторов, поскольку задолженность по оплате погашена. Истец указывал, что ведомство фактически бессрочно лишило организацию возможности пользования лесами, а это является несоразмерным и неадекватным наказанием за нарушение гражданско-правового обязательства и нарушает ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции. Но суд отказал, сославшись на Лесной кодекс.
Тогда «Горизонт» обратился в Конституционный суд, который при рассмотрении жалобы отметил, что «законодателю необходимо обеспечивать защиту лесов, но и не препятствовать рациональному использованию этого ресурса». «Ограничения доступа к использованию лесных ресурсов, содержащиеся в оспариваемой норме, сами по себе не могут рассматриваться как неконституционные. Напротив, эта разумная предупредительно-обеспечительная мера направлена на отстранение недобросовестных субъектов от участия в лесопользовании», - говорится в сообщении КС.
Судьи обратили внимание на тот факт, что в первоначальной редакции ст. 98.1 Лесного кодекса оговаривался не только порядок включения в реестр, но и исключения из него. А в действующем сейчас варианте такое положение отсутствует. По сути, эти ограничения приобретают «бессрочный характер и порождает конституционно значимые сомнения относительно их обоснованности», отметили в КС. Там также указали, что, например, в Водном и Земельном кодексах прописан двухлетний срок, по истечении которого внесенные в реестр сведения должны исключаться из него.
Отсутствие в Лесном кодексе положений, гарантирующих исключение из реестра недобросовестных лесопользователей через определенное время, не согласуется «с фундаментальными правовыми принципами». «Иначе такой реестр может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, сопряженный с избыточным ограничением свободы предпринимательства, что противоречит принципу справедливости и не соответствует Конституции», - предостерегли в КС.
В результате, Конституционный суд постановил внести соответствующие поправки в Лесной кодекс не позднее 1 января 2021 года, а также пересмотреть дело заявителя после внесения в законодательство указанных изменений.