Конституционный суд 1 апреля опубликовал постановление, в котором признал конституционными ряд положений КоАП и Арбитражного процессуального кодекса. Речь идет о ч.5 ст. 28.1 КоАП (возбуждение дела об административном правонарушении) и ч. 3 ст. 201 АПК (решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц).
Поводом для проверки стала жалоба владелицы придорожного кафе на трассе М4 «Дон» Ольги Яковенко. В 2018 году она обратилась в Росреестр по Воронежской области с просьбой возбудить административное дело в отношении собственника аналогичного заведения по соседству. По ее мнению, взяв в субаренду отвод полосы с проездом, конкурент захватил территорию и препятствует деятельности кафе заявительницы. В ответ она получила письмо, в котором ей сообщили об отсутствии оснований для внеплановой проверки.
Яковенко через суд потребовала признать незаконным бездействие Росреестра, поскольку ожидала либо возбуждения дела, либо определения об отказе в этом. Но суды отказали заявительнице. Они, в частности, указали на то, что раз оснований для внеплановой проверки у Росреестра не было, то и выносить определение об отказе в возбуждении административного дела не требовалось. В итоге Яковенко дошла до Конституционного суда.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом не принимается по одному только факту поступления обращения, необходима проверка изложенных в жалобе обстоятельств, указал КС. Если уполномоченное должностное лицо устанавливает, что материала для инициирования дела недостаточно, то выносится мотивированное определение об отказе.
«КоАП не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», – говорится в постановлении.
Отмечается, что письменный ответ может использоваться только в случаях, если будет установлено отсутствие события административного правонарушения, или обращение было направлено не по адресу. Такой подход отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и государству, подчеркнул КС.
Если же уполномоченное лицо не вынесло такого определения, то АПК не исключает права это обжаловать. В том числе оспорить несоответствие формы отказа и признать его незаконным. Иное означало бы игнорирование гарантий защиты прав граждан.
Конституционный суд постановил пересмотреть дело заявительницы.