Европейский суд по правам человека вынес решение по коллективной жалобе граждан Чехии на ограничения из-за отсутствия обязательных прививок. Большая палата ЕСПЧ признала, что требования к вакцинации не нарушают права на неприкосновенность частной жизни. Решение разместили на сайте суда 8 апреля.
Вакцинация детей от девяти заболеваний в Чешской Республике обязательна. Хотя насильно привить детей нельзя, без вакцинации их не примут в детсад (за исключением тех, кому прививаться нельзя по медицинским показаниям). А родителям, которые не сделали детям прививки без уважительной причины, могут грозить штрафы.
Один из заявителей был оштрафован за отказ от вакцинации своих детей, а пятеро других не смогли отправить их в детские сады из-за отсутствия всех необходимых прививок. По мнению истцов, чешские власти нарушили их право на неприкосновенность частной жизни, поскольку таким образом государство вторгается в тело гражданина.
ЕСПЧ указал, что требования по обязательной вакцинации обусловлены законной заботой о здоровье как тех граждан, которые получат прививку, так и тех, кто не может вакцинироваться по медицинским показаниям. Цель этих предписаний – защита здоровья отдельных граждан и общества в целом. При этом их активно поддерживают медицинские авторитеты.
Суд подчеркивает, что меры в отношении детей имеют особую значимость и чешские власти действуют в их интересах.
ЕСПЧ отметил, что предпринятые властями Чехии меры нельзя назвать слишком строгими – в требованиях к вакцинации предусмотрены исключения, а размер штрафа, которому подвергли одного из заявителей, не выходил за разумные пределы. Хотя запрет на посещение детского сада лишает детей важной возможности для развития личности, эта мера скорее носит превентивный характер, а не является наказанием. К тому же на возможность поступить в школу и получить обязательное образование наличие прививок не влияет.
Следовательно, Чехия применила разумные и пропорциональные меры, которые направлены на охрану здоровья граждан. Их можно назвать необходимыми для демократического общества, указал ЕСПЧ.
При этом вопрос о том, можно ли добиться тех же целей более мягким регулированием, как в некоторых других европейских странах, не был предметом рассмотрения суда.